Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Великая тайна любви в творчестве Куприна. 57.5 Кб.
  2. Окаянные дни в судьбах и творчестве И. Бунина и А. Куприна 19.5 Кб.
  3. Куприн 59.8 Кб.
  4. Творчество Куприна 59.8 Кб.
  5. Куприн 59.8 Кб.
  6. Куприн 5.5 Кб.
  7. Разве бывает несчастная любовь? (по произведениям Бунина и Куприна) 7.1 Кб.
  8. Анализ повести А.И. Куприна Гранатовый браслет 2.1 Кб.
  9. С думой о России и о человеке по произведениям Куприна и Бунина 50 Кб.
  10. Тема любви в произведениях Куприна Гранатовый браслет и Суламифь 63.8 Кб.

Куприн

Работа из раздела: «Литература : русская»

   Духовные и нравственные поиски личностей по повести Куприна «Поединок»
    Новый  демократический  подъём  в  стране  вызывает  у  Куприна  прилив
творческих сил, крепнущее намерение осуществить давно задуманный  замысел  -
«хватить»  по  царской  армии,  этому  сосредоточию   тупости,   невежества,
бесчеловечности.  Так  накануне  первой  революции  складывается  крупнейшее
произведение писателя - повесть «Поединок», над которой  он  начал  работать
весной  1902  года.  Работа   над   «Поединком»   протекала   с   наибольшей
интенсивностью зимой 1905 года, в грозовой атмосфере революции.
    Герой А. Куприна, маленький  человек,  сталкивается  с  окружающим  его
миром непонимания, миром людей, для которых любовь -  это  род  безумия,  и,
столкнувшись с ним, погибает. Сродни  ему  во  многом  и  другой  купринский
герой - герой повести 'Поединок' поручик Ромашов.
    Само название 'Поединок' многозначно: это и дуэль в финале  повести,  и
столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом  офицерской  жизни,
и внутренний поединок Ромашова с самим собою.
    В отличие от Желткова, который нарисован  поверхностно,  главный  герой
'Поединка' раскрыт психологически подробно и убедительно. В нем  угадываются
черты маленького человека - он неказист внешне, порой даже смешон:  'Ромашов
вдруг  с  поразительной  ясностью  представил  себя,  свои  калоши,  шинель,
бледное лицо, близорукость, свою  обычную  растерянность  и  неловкость'.  В
начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога - он  видит
себя 'ученым  офицером  генерального  штаба,  подающим  громадные  надежды',
представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих,  то
военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим  за  собой  целое  войско.
Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время  смотра
сделала их несбыточными, но она же сыграла  огромную  и  благотворную  роль:
происходит  нравственное   очищение   героя   страданием,   его   внутренним
прозрением. Он  становится  способным  сострадать  ближнему,  ощущать  чужое
горе, как  свое.  Встретив  несчастного,  забитого  солдата  Хлебникова,  он
обращается к  нему  с  библейскими  словами:  'Брат  мой'.  В  Ромашове  все
отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное  чувство
приходит  в  противоречие  с  окружающей  его  жизнью.  Особенно  ярко   это
проявляется в сфере личных чувств, его любви к  Шурочке  Николаевой.  Любовь
Ромашова,  чистая  и  трогательная,   сталкивает   его   с   жестокостью   и
бесчеловечностью всего мира.  Образ  Шурочки  Николаевой-  женщины,  которая
равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа -  этот
образ  можно  назвать  в  чем-то  открытием  А.  Куприна,   в   чем-то   его
пророчеством. Ромашов соглашается  на  поединок,  исход  которого  для  него
почти  ясен,  не  только  из-за  способности  к   любви-преклонению,   любви
самоотверженной  и  жертвенной,  как  и  у  Желткова,  но  и   от   сознания
собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение  мечты,  и  не
только от сознания ее несбыточности, но  и  от  понимания  ее  мелочности  и
суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой  к
самоубийству. Но в авторском взгляде  на  жизнь  нет  безысходности  -  сама
возможность высоты человеческого  духа,  прозрения,  нравственного  очищения
оставляет  в  душе   читателя   чувство   просветленности.   Психологическая
достоверность образа  Ромашова,  всей  картины  русской  жизни  начала  века
делают произведение созвучным современному читателю.
    В повести «Поединок»  Куприн  показал  ужасающее  состояние  бесправной
солдатской и  опустившейся  офицерской  массы.  Но  на  людей  более  тонкой
душевной  организации  вроде  Ромашова   служба   производит   отталкивающее
впечатление именно  своей  противоестественностью  и  античеловечностью.  От
отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны  как
таковой.  Отчаянное  человеческое  «не  хочу!»  должно,   по   мысли   юного
подпоручика. уничтожить варварский  метод  -  решать  споры  между  народами
силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию  секунду  эта  мысль  пришла  в
голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... И вот  уже  нет  больше
войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».
    Автору  близко  «безрассудное  благородство  и  благородное  безмолвие»
Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а  сама
повесть во многом автобиографична.  Ромашов  –  «естественный  человек»,  он
инстинктивно сопротивляется  несправедливости,  но  его  протест  слаб,  его
мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы  и  непродуманны,  зачастую
наивны.
    Устами  армейского  ницшеанца  Назанского,  в  одном  из   его   бурных
монологов,  Куприн  демонстративно  идеализирует  безнадежно   платоническое
чувство:  «...сколько  разнообразного  счастья  и   очаровательных   мучений
заключается в... безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне  жила  одна
греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую,  знаете  ли,
с которой у меня никогда и ничего не может  быть  общего.  Влюбиться  и  всю
жизнь, все мысли  посвятить  ей».  Вместо  сильной  личности  перед  нами  в
окружении жестокого бесчеловечного мира появляется  нелепо  трогательный  со
своей жаждой «святого» чувства ущемленный человек.
      Ромашов понял  всю  глупость  и  незрелость  его  юношеских  фантазий,
имеющих  целью  лишь  что-то  «доказать»  окружающим.  Он   потрясён   силой
страданий Хлебникова, и  именно  желание  сострадать  заставляет  задуматься
подпоручика о судьбе простого народа.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru