Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лесков н. с. - Сатира в творчестве н. с. лескова


 В рассказе Н.Лескова 'Загон' перед нами предстает символическая картина обособившейся от остального мира России: '...темный загон, окруженный стеною, в которой кое-где пробивались трещинки, и через них в сплошную тьму сквозили к нам слабые лучи света'. Пролог к рассказу открыто оценочен и определяет основной тон повествования в целом.
    Несмотря на кажущуюся фрагментарность рассказа-обозрения, все части его крепко сцементированы этой заявленной в прологе 'руководящей идеей': Россия, отчужденная от западной культуры, от широкого общения с внешним миром, неизбежно превращается в Загон. Обозревая несколько десятилетий русской истории, автор высвечивает самые темные отделения этого Загона. Анекдотические ситуации, по свидетельству самого Лескова, 'списанные с натуры', не просто иллюстрируют российскую историю: она воплощена в этих трагических анекдотах. В безурядице русской жизни Лесков видит определенные закономерности. Замеченное автором 'тяготение к желудю и корыту' испытывает не только замордованное крестьянство. В известном смысле ему не чужды и 'просвещенный' монарх, и его министры, и, уж конечно, сами помещики. Власть не заинтересована в просвещении народа. Доведенного до скотоподобного состояния, его легче подчинить любому произволу. Забота о крестьянах выглядит поэтому как 'ересь', 'вредный пример', как причуда сумасшедшего.
    Мракобесие оказывается здесь идеологически оправданным: лакейская печать с готовностью идет навстречу интересам верхов, формируя 'общественное мнение' в заданном направлении. И оказывается, в условиях Загона можно не только обелить любой позорный факт его жизнеустройства, но и придать ему некий ореол. В брошюре о пользе сажи, оседающей на стенах курных крестьянских изб, не только прославляются ее 'чудодейственные' свойства, с ее наличием связываются 'патриотические' мечтания: '...сажа наша прямо приравнивалась к ревеню и калганному корню, с которыми она станет соперничать, а потом убьет их и сделается славой России во всем мире'.
    Лесковская сатира оказывается в прямом родстве с щедринской: чего бы ни коснулся автор в 'Загоне', на всем лежит печать 'глуповства'. Краткое отрезвление после позорного провала в Крымской войне ('интервал') вновь сменяется стихией национализма и мракобесия. Одна за другой возникают и исчезают зловещие фигуры 'обрусителей' и политических авантюристов у царского трона. Уроки истории ничему не научили Загон, и его апофеозом недаром становится альянс 'петербургских генеральш' с новоявленным 'пророком' Мифимкой. Финал этот явно предвещает грядущую 'распутинщину', а сам рассказ буквально пронизан ощущением тупика, близкой катастрофы и неизбежного возмездия.
    В 'Зимнем дне' тема всеобщего морального разложения, остро поставленная в 'Загоне', оказывается 'сконцентрирована до такой степени', что, по мнению критики, все написанное 'бросается в голову'. В этом рассказе подробно воспроизведены разговоры, возникающие в течение одного только зимнего дня в некой дворянской семье, члены которой составляют как бы модель современного Лескову петербургского общества (брат хозяйки — генерал 'с ученым значком', ее старший сын — чиновник, успешно делающий карьеру, младший сын — студент университета, племянница Лидия — курсистка, братья Лидии — блестящие офицеры). Воспользовавшись словами одной из беседующих дам, можно сказать, что в этой семье царит 'хаос', так как там 'все друг другу не нравятся'.
    Действительно, между ее членами видна страшная разобщенность, каждый идет своей дорогой, и дороги эти чаще всего ведут в противоположные стороны. Единственным объединяющим началом становится сомнительное metior ('ремесло'), понятие, как выясняется, обозначающее шантаж, доносительство и всевозможные интриги. В разговорах, которые они ведут, персонажи невольно саморазоблачаются и разоблачают друг друга (поэтому так скупы комментарии повествователя). Обнаруживается, что все (кроме Лидии и богача Луки, остающегося 'за кадром') уже не способны различать добро и зло, настолько спутаны, извращены их нравственные представления. Поэтому границы между 'грехом' и преступлением оказываются необычайно зыбкими, их легко нарушить.
    Частные разговоры в частном доме приобретают в 'Зимнем дне' значение грандиозного художественного обобщения: картина современной автору общественной жизни, отраженной в сознании героев рассказа, предстает в своей вопиющей обнаженности, демонстрируя предельную бездуховность и разобщенность людей.
    Время не только не обесценило значение ярких и мудрых книг Лескова, а, напротив, высветило их глубины. На расстоянии длиной в столетие яснее становится 'гармонически-целостное сочетание' художества и мысли, той самой, в которой так долго отказывали Лескову. И творческое наследие классика становится все необходимее нам, современникам нового века.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru