Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лесков н. с. - Народный глас" в творчестве н. с. лескова


    Глубоко веруя в духовную силу народа, Лесков тем не менее был далек от его идеализации и от сотворения кумиров. Писатель свою позицию объяснял тем, что он 'изучал народ не но разговорам с петербургскими извозчиками', а 'вырос в народе' и что ему 'не пристало ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги'.
    Подтверждением писательской объективности может служить 'Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе', оцененный в свое время критикой как 'набор шутовских выражений в стиле безобразного юродства'. В отличие от других сказовых произведений Лескова рассказчик из народной среды не имеет конкретных черт. Этот аноним и выступает от лица неопределенного множества как его своеобразный рупор. В народе всегда бытуют разнообразные толки, передаваемые из уст в уста и обрастающие в процессе такой передачи всевозможными домыслами, предположениями, новыми подробностями. Легенда творится народом, и такой свободно сотворенной, воплощающей 'народный глас' она и предстает в 'Левше'.
    При всем внешнем простодушии повествования рассказ Лескова имеет 'двойное дно'. Воплощая народные представления о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации, о себе самих, простодушный рассказчик знать ничего не знает, что думает о том же самом создавший его автор. Но лесковская 'тайнопись' позволяет отчетливо услышать и авторский голос. И голос этот говорит, что властители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним, что правители эти привыкли к власти, которую не надо оправдывать наличием собственных достоинств, что не верховная власть озабочена честью и судьбой нации, а простые тульские мужики. Они-то берегут честь и славу России и составляют ее надежду. Однако автор не скрывает, что тульские мастера, сумевшие подковать английскую блоху, в сущности, испортили механическую игрушку, потому что 'в науках не зашлись', что они, 'лишенные возможности делать историю, творили анекдоты'.
    'Истинно русский человек' то посрамляет иноземцев, то оказывается в зависимости от их 'системы'. Находя общечеловеческое в жизни разных народов и стремясь постичь настоящее и будущее России в связи с ходом исторических процессов в Европе, Лесков вместе с тем отчетливо сознает своеобразие своей страны. При этом он не впадает в крайности западничества и славянофильства, а удерживается на позиции объективного художнического исследования. Как удается 'насквозь русскому' писателю и человеку, страстно любившему Россию и свой народ, найти меру такой объективности? Ответ в самом творчестве Лескова.
    Тульский Левша, несмотря на все посулы англичан, остается верен своей неблагодарной, но милой сердцу родине. Другой же лесковскип герой — Иван Никитич Сипачев не оправдал упований своей родни и неожиданно для всех (и в первую очередь для себя) умер 'немцем'. История 'онемечивания' 'истинно русского человека' выглядит поначалу комически. Однако по мере развертывания повествования автор приобщает читателя к очень серьезным размышлениям о воинствующем пруссачестве, о его постоянном стремлении к германизации соседних народов. Злободневная во времена Лескова проблема эта с небывалой остротой встанет перед людьми XX века.


ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru