Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лесков н. с. - Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен. .. " и. а. бунин..


   В рассказе 'Тупейный художник' не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии 'художник'. 'У нас многие думают, что 'художники' — это только живописцы да скульпторы, и то такие, которые удостоены этого звания академиею, а других не хотят и почитать за художников... У других людей не так...' — с этого полемического захо да начинается первая главка рассказа. И дальше повествователь приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово 'другие'.
    Русский 'тупейный художник' Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз 'новое воображение'. Придавая благородство и важность звероподобному графу-крепостнику, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает то подспудное доброе начало, которое таится в любом человеке, даже самом ничтожном и самом жестоком. Высшая одаренность, по Лескову, именно в чистоте нравственного чувства, в человечности.
    Стоит внимательно перечитать рассказ, чтобы убедиться, как многоступенчата повествовательная манера в 'Тупейном художнике', как сложно переплетаются в ней разные времена. События, составляющие сюжетную основу рассказа, воспроизводятся семидесятилетней старухой, а произошли они в ее далекой теперь молодости. В свою очередь, повествователь уже зрелым человеком делится с читателями своими воспоминаниями детских лет. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в 'Тупейном художнике' возникает живое единство времен. Рождающиеся в этом общении взаимопонимание и сочувствие между няней и мальчиком укрепляют связь людей, не дают распасться цепи поколений. Прошлое органично присутствует в лесковских героях и обнаруживает свою неиссякаемую значимость для настоящего.
    Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе: 'Души их во благих водворятся', — означают у автора ненапрасность добра, творимого человеком. Все, что в жизни случается, в ней же не пропадает. Аркадий, защищая свою любовь, защитил добрые, светлый, истинно человеческие начала жизни. Все, что произошло с ним и с Любой, не напрасно, если их история оказала такое огромное нравственное воздействие хотя бы на одного человека — повествователя. Вызванные в памяти перипетии чужой судьбы открывают простые, но мудрые истины уже взрослому человеку, участвуя в его духовном развитии. Чувство сострадания, к которому призывала старая няня (' ..никогда не выдавай простых людей, потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди всё страдатели..'), вошедшее в душу ребенка, на всю жизнь вооружает человека страстным стремлением к деятельному добру и красоте.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru