Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лесков н. с. - Без великодушных идей человечество жить не может". ф. м. достоевский.


     Рассказы и повести, написанные в пору художнической зрелости Н. С. Лескова, дают достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены 'думой о судьбе России'. Россия является здесь многоликой, в сложном переплетении противоречий, 'убогой и обильной', 'могучей и бессильной' одновременно. Во всех проявлениях национальной жизни, ее мелочах и анекдотах Лесков ищет 'сердцевину целого'. И находит ее чаще всего в чудаках и бедоносцах, как бы перекликаясь с Достоевским, писавшим в 'Братьях Карамазовых', что чудак 'не всегда частность и обособление, а, напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи — все каким-либо наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались'.
    Герой рассказа 'Несмертельный Голован' — один из таких чудаков. 'Несмертельность' простому смертному приписана народной молвой. Однако вопреки легенде уже в первой главке рассказа описана смерть Голована во всей ее неотвратимости и реальности: он 'погиб во время так называемого в г. Орле 'большого пожара', утонув в кипящей ямине...'. Противопоставляя легенде объективные факты, совлекая мистические покровы с мифа о 'несмертельности' героя, повествователь предлагает читателю задуматься над загадкой, имеющей общечеловеческое значение. Почему простой смертный иногда становится легендарным героем, в силу каких причин 'часть его большая, от тлена убежав', продолжает 'жить в благодарной памяти'? Державинская цитата в тексте от повествователя вызывает дополнительные ассоциации с Горацием и пушкинским 'Памятником', и тем самым рассказу о простом мужике сразу же придается масштабность и философичность.
    Первый намек на разгадку тайны, постоянно 'густевшей' вокруг Голована, несмотря на предельную чистоту и открытость его жизни, содержит небольшое уточнение: в 'кипящую ямину' Голован попал, 'спасая чью-то жизнь или чье-то добро'. Каждая новая главка рассказа вносит свою долю в расшифровку художественного смысла понятия 'несмертельный'. И в итоге оказывается, что не посещающий церковь, 'сумнительный в вере' Голован является истинным христианином и действительно принадлежит 'храму творца-вседержителя', находясь в родстве со всем миром, строя свою жизнь по законам собственной совести, этот простой русский мужик достигает предельных нравственных высот, и именно ему дано познать 'совершенную любовь'.
    'Тайна' Голована у всех перед глазами, но ее разгадка не становится достоянием молвы. Молва приписывает ему единственный 'грех' — связь с чужой женой. На самом же деле Голован и Павлагея, многие годы живя под одной крышей и бесконечно любя друг друга, так и не смогли соединиться. Они так и не позволили себе переступить через другого человека, пусть самого 'пустотного и вредного' — спившегося и опустившегося мужа Павлы, которого все остальные считали пропавшим.
    Легенда, творимая народом, тем не менее оказалась причастна истине. Во всеобщем тяготении к чуду проявляется потребность самой жизни в высоком, потребность, которая удовлетворяется только бескорыстным и от сердца идущим служением добру. Чудо в лесковском мире всегда идет об руку с жизненной практикой, потому что условием возникновения чудесного является у писателя человеческое деяние, совершаемое 'не по службе, а по душе'.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru