Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Есенин с. а. - Лирический герой есенина


    Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
    'В стихах моих, — писал Есенин в 1924 году, — читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование...' Этим 'лирическим чувствованием' проникнуто все творчество поэта.
    Схимник-ветер шагом осторожным
     Мнет листву по выступам дорожным
     И целует на рябиновом кусту
    Язвы красные незримому Христу.
     ('Осень')
    В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а 'дерево жизни'. Об этом поэт пишет в статье 'Ключи Марии'. Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. 'Я' героя растворяется в природе, сливается с ней.
    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
     Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.
    Идет возлюбленная мати
    С пречистым ликом на руках.
    'Письмо к матери' — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата — это образ деревни, конек на крыше 'есть знак устремления'. Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.
    Есенинские цвета — это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника ('Пахнет яблоком и медом...'). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение.
    Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: 'Пригорюнились девушки-ели', 'плачет метель, как цыганская скрипка', черемуха 'спит в белой накидке'... Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: 'Я последний поэт деревни...'
    Но у Есенина Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной, городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости.
    Да, теперь решено без возврата,
    Я покинул родные поля.
    И вот 'поэт деревни' становится лишь 'захожим богомольцем'. Герой уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно. 'Заблудший сын' возвращается на пепелище. Герой переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Углубляется конфликт между живым и “железным”. Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение революции.
    Приемлю все. Как есть, все принимаю.
    Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу Октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам.
    Поэт не может принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного. С одной стороны, революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны — свежесть. С образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.
    Народ стонал.
    И в эту жуть
    Страна ждала кого-нибудь.
    И он пришел.
    Разумом лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с переменами. 'Я' героя как бы раздваивается, разрушается. 'Конь стальной победил коня живого'. В этом и состоит трагедия, — трагедия дисгармонии с миром.
    Путь лирического героя — это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века.



ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru