Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Булгаков м. а. - Тема добра и зла.



Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова 'Мастер и Маргарита' -- одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников. Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Но если у второго мистическая его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу, 'командует' другой стороной - пороками человечества, провоцирует их выявление ('денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить', 'женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли'), то главенствующую роль у первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая видеть умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать, непреклонность перед искушением, смелость поступков главными ценностями бытия ('Я…всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой,…я выплакала вес глаза').В слово 'добро' автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не жалко перенести боль и страдания. Очень важна и ярка идея Булгакова, произнесенная устами Иешуа: 'Все люди добрые'. То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть 'двенадцать тысяч лун' назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. 'Изменились ли эти горожане внутренне?'--прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает горькое 'нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы'.Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, 'самым тяжким' из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования обезличенного индивидуализма: 'Поздравляю вас, гражданин, совратили!', 'Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!', 'Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие'. Итак, тема добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы: одна сторона - реальная, 'земная' борьба черта и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать замысел автора, разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско - гуманистические идеи. Я считаю, что главная ценность 'Мастера и Маргариты' заключается в том, что Михаил Афанасьевич считает только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам. Так в чем же спасение непреходящих ценностей по Булгакову? Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя - идеал. Мастер - тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, то, что он отступил, не продолжил борьбу за свою идею: 'Ваш роман прочитали…и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен'. Необычен и образ сатаны в романе. Почему эта сила 'вечно хочет зла и вечно совершает благо'? Я увидел у Булгакова черта не мерзким и похотливым субъектом, а изначально служащим добру и наделенным большим умом, которому могут позавидовать обыватели Москвы: 'Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда,…но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются'. Он так или иначе наказывает человеческое зло, помогая справиться с ним добру. Так появление 'мессира' переворачивает сознание Ивана Бездомного, вступившего уж было на самый спокойный и удобный путь бессознательного повиновения системе, и он дал слово: 'стишков больше писать не буду' и становиться профессором истории ифилософии. Прекрасное перерождение! А покой, подаренный мастеру и Маргарите?




ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru