Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Салтыков-щедрин m. e. - Сатира как творческий принцип


<...>
И теперь я думаю об орлах так: 'Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны.
<...>
А живут орлы всегда в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют'.Для чего потребовалось сатирику это развенчание привычно романтических образов? Он считает пагубным само восхищение хищником, пусть даже хищной птицей. Разумеется, поэты в образе орла опоэтизировали не пожирателя мышей; они создали символ гордого одиночества, мощи, тяги к свободе и т.д. Но при всем том орел не переставал быть плотоядным и все так же, говоря словами Пушкина, 'кровавую пищу клевал'. Вот поэтому-то и возмущает Щедрина любование хищником. Ореолом романтических черт овеян убийца - и автор разрушает ореол. Бог с ними, с птицами - они 'имеют свое оправдание, что сама природа устроила их исключительно антивегетарианцами. ' Но, романтизируя орла, люди одновременно романтизируют и себе подобных - совершающих преступления. Оправдывая орлов - оправдывают властителей, сильных мира сего. И Салтыков-Щедрин саркастически высмеивает это 'вредное заблуждение', не позволяя видеть в поработителе героя, 'право имеющего'. И нельзя не видеть, что это - его решение 'наполеоновской темы', что щедринские волк и заяц, орел и мышь, карась и щука иллюстрируют все ту же глобальную, центральную для русской литературы тему, которой Достоевский посвятил 'Преступление и наказание': 'Тварь ли я дрожащая или право имею'.Показательно, к слову, что Достоевский прибег к 'щедринскому' приему, заставив Раскольникова в его теории разделить человечество на 'Наполеонов' и 'муравейник': то есть на людей и насекомых! Сказки 'о животных' - лишь один тип сказок Щедрина. В сказках другого типа действуют люди ('Дикий помещик', 'Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил' и др.). Их персонажи не прикрыты масками зверей, рыб и птиц, и автор использует иные сатирические приемы: гиперболу, гротеск. Герои этих сказок, однако, тоже явлены как маски-символы: автор создает собирательные образы социальных типов. Такие сказки, как 'Добродетели и пороки', 'Пропа-ла совесть', можно объединить в отдельный цикл аллегорических сказок. Они наполнены большим философским содержанием, сказанное в них соотнесено не только с настоящим моментом, но и с вечными вопросами бытия.



ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru