Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Пушкин а. с. - О высоком назначении поэта и поэзии в лирике пушкина


    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит. А. С. Пушкин
    Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в его лирике.
    Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении 'Пророк'. Время написания — 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. 'И тогда прилетел... один из серафимов, и в руке у него горящий уголь'. Ангел 'удалил беззаконие' и 'очистил грех' Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.
    Пушкин дает в 'Пророке' свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога:
    Духовной жаждою томим.
    В пустыне мрачной я влачился, —
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Все образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы нам по другим его произведениям. Так, в 'Подражаниях Корану' мы встречаем тот же образ одинокого путника:
    И путник усталый на Бога роптал:
     Он жаждой томился и тени алкал.
    В пустыне блуждая три дня и три ночи...
    Концовка данного цикла стихотворений также перекликается с воззванием и призывом к пророку:
    Мужайся ж, презирай обман.
    Стезею правды бодро следуй...
    Мужественная энергия стиха, призыв проповедовать правду людям роднят 'Подражания Корану' с 'Пророком', но последний гораздо шире и богаче по содержанию.
    Можно отметить также некоторые черты 'Пророка' в более позднем стихотворении Пушкина 'В часы забав иль праздной скуки...'. Духовное преображение поэта в этом стихотворении перекликается с физическим и нравственным преображением пророка, очищенного, опаленного в горниле человеческих страданий.
    Явление 'шестикрылого серафима' в 'Пророке' помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия:
    Перстами легкими, как сон,
    Моих зениц коснулся он.
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
     Моих ушей коснулся он, —
     И их наполнил шум и звон:
     И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход.
     И дольней лозы прозябанье.
    Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец настает момент наивысшего духовного подъема: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен 'грешного' языка серафим вкладывает в уста пророка 'жало мудрыя змеи', а вместо сердца вдвигает 'угль, пылающий огнем'. Поэт-пророк слышит голос, повелевающий ему:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
     Исполнись волею моей —
     И, обходя моря и земли,
     Глаголом жги сердца людей.
    Суровым и торжественным воззванием, побуждающим поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии.
    Стихотворение 'Арион', написанное в 1827 году, воссоздает в аллегорической форме трагические события декабристского восстания. Но если в 'Пророке' автор размышляет о роли поэта и поэзии философски обобщенно, то в 'Арионе' он проверяет жизнеспособность своих идей в конкретной трагической ситуации. Певец Арион связан со своими друзьями общностью взглядов, он стремится помочь им в их благородном деле своей смелой поэзией. Но его друзья гибнут... А поэт, несмотря на опасность, продолжает выполнять свою великую миссию, как истинный пророк. 'Я гимны прежние пою', — говорит пушкинский герой.
    Раздумья о быстротечности жизни звучат в поздних произведениях Пушкина. Поэт предчувствует близкую гибель. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, оценить значение поэзии. Своего рода поэтическим завещанием Пушкина оказалось стихотворение 'Памятник', написанное в 1836 году. По теме это стихотворение восходит к оде римского поэта Горация. Первый перевод оды был сделан М. В. Ломоносовым. В дальнейшем эти мотивы развивал Державин в своем стихотворении 'Памятник'. Но разные поэты по-разному оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества. Пушкин уверен, что к его памятнику 'не зарастет народная тропа' . Он пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
     И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал 'чувства добрые''. Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.
    Концовка стихотворения — традиционное обращение поэта к своей музе. Она должна быть 'послушна' 'веленью Божию', то есть голосу правды, и следовать к своей цели, не обращая внимания на 'хвалу и клевету' невежественных глупцов.
    Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении 'Поэту'хш писал:
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
     Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    А в стихотворении 'Разговор книгопродавца с поэтом' мы встречаем те же выражения, когда Пушкин размышляет о славе:
    Что слава? шепот ли чтеца?
    Гоненье ль низкого невежды?
     Иль восхищение глупца?
    Не надо думать, что Пушкин превозносил себя над людьми, говоря о 'невеждах' и 'глупцах'. Он просто подчеркивал независимость своих суждений, свое право поэта идти туда, 'куда влечет его свободный ум'. И тут Пушкин высказался однозначно. Возьмем его стихотворение “Из Пиндемонти”. Быть свободным, по Пушкину — значит стоять в стороне от общественных волнений, не отождествляя себя ни с одной из социальных групп:
    Зависеть от царя, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно? Бог с ними.
    Никому
     Отчета не давать, себе лишь самому
     Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться здесь и там,
    Дивясь божественным природы красотам,
     И пред созданьями искусств и вдохновенья
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.
    Вот счастье! Вот права...
    Муза поэта преданно и отважно служила свободе, красоте, добру, справедливости. Это ли не сущность и роль истинной поэзии?



ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru