Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Пушкин а. с. - Образ поэта-пророка в лирике а. с. пушкина и м. ю. лермонтова.


На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою.
А.С. Пушкин

Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным
условием нормальной творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном, ему обществе.
В первом напечатанном стихотворении. 'К другу стихотворцу' мы находим .такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки - Вот пышны их дворцы, великолепны залы... Их жизнь - ряд горестей, гремяща слава - сон.
И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали. 'Мой жребий пал; я лиру избираю', - пишет Пушкин. Уже в
этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по отношению 'к сильным мира сего', не способным ни ценить, ни тем более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет стихотворение 'К Лицинию'. Вспоминая римского сатирика Ювенала, Пушкин так определяет задачи поэта: 'Свой дух воспламеню жестоким
Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков потомству обнажу'. Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта - борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он - 'эхо русского народа'. Об этом он и
говорит в стихотворении 'К Плюсковой': 'Я не рожден царей забавить стыдливой лирою моей... Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа'.
'Свободная гордость', 'скромная, благородная лира', стремление служить своей поэзией одной лишь свобода, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.
Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: 'толпа', 'чернь'. Пушкин защищает мысль о свободе поэта от 'черни', т.е. от невежественных гонителей поэта, от светского общества, от 'гордых невежд' и 'знатных глупцов'.
В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: 'Пророк', 'Поэту', 'Поэт', 'Эхо', в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он идет своими путями, определенными его высоким призванием: творчество поэта - 'благородный подвиг', поэт независим от служения
светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о трагической участи поэта в жизни. Когда -то эту же тему развивал придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее, поэтов раньше держали при 'дворе' в качестве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по
богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти 'своим путем'.
Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна 'парить' над миром, Пушкин - поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода, дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма - везде Пушкин смел,
его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: 'Поэзия -
та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды'. Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: 'На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин'. Пушкин выполнил это завещание.


ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru