Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Островский а. н. - Такие разные женские лица



Александр Николаевич Островский явился создателем репертуара русского национального театра. Его пьесы: “Свои люди — сочтемся”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Лес”, “Доходное место”, “Гроза”, “Бесприданница”—не сходят со сцен театров до сих пор. В пьесах драматург вскрыл жизненные нравы купеческой Москвы. В изображении героев Островский был совершенно оригинален. Осуждая купцов-самодуров и увлекаясь вместе с тем самобытным их характером, бытом, Островский стремился отразить подробности их семейно-бытовой жизни. При этом он подчинял изображение деталей разоблачению характеров своих персонажей, этим Островский, на мой взгляд, близок Гоголю. Сатирическое изображение не помешало драматургу создать реальные образы, запоминающиеся характеры. Особенно, по-моему, ему удаются женские типы — это мятущиеся, ищущие, горячие сердца. На героинях-женщинах я и хочу остановиться.
В первую очередь,— это Катерина из пьесы “Гроза”, социально-бытовой драмы, где конфликт доведен до трагической развязки. Катерина религиозна и романтична одновременно. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в атмосферу скопидомства и жестокого самодурства. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а “из-под неволи”, и Катерина на всю жизнь связана с тупым, недалеким и нелюдимым мужем, со злой, сварливой свекровью. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью.
В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. И если следование религиозно осознанному закону супружеской верности оказывается в душе Катерины сильнее любви к Борису, то порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из “домашней тюрьмы” в ней сильнее чувства долга. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Ведь с Борисом бежать нельзя, он не взял ее с собой.
Признав моральный закон супружеской верности, Катерина второй раз нарушает его, но уже для того, чтобы обрести нравственную свободу, заплатив за нее жизнью. Добролюбов назвал это протестом против порядков “темного царства”.
Иная ситуация в драме “Бесприданница”. Лариса Огудалова — это не простая девушка из мещанской среды. Она получила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Семья Огуда-ловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение в провинциальном “обществе”. В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приведет к трагическому конфликту. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость — основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса — младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу.
Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало “всякого сброду”. Жизнь в ее доме похожа на “базар” или на “цыганский табор”. Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти из нее выход. Девушка могла бы встретить и полюбить человека простого и искреннего и уйти с ним из “цыганского табора”. Но противоречивость эта лежит в основе характера героини. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непритязательности для нее оскорбительно. Героиня становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем “идеал мужчины”, человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убежденность в том, что Паратов навсегда ушел из ее жизни после их первых встреч, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым. У нее нет богатого приданого, но есть девичья честь, и она видит единственный выход в том, чтобы выйти замуж за скромного человека, который даст ей тихую семейную жизнь. Но в глубине души Лариса презирает Карандышева. Отчасти он заслуживает такое отношение. С одной стороны, он презирает “цыганский табор” в доме Огудаловых и стремится к тихой семейной жизни. Но в характере его есть и отрицательные черты. Карандышев не только оскорбленный бедный чиновник, но и мелкий помещик, который благодаря женитьбе хочет приобрести вес в обществе. Ему хочется похвастаться красавицей женой, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради личных достоинств. И потому он решается на убийство, когда оказывается обманутым ею.
Уезжая с Ларисой за Волгу, Паратов отдает последнюю дань своей прежней “волюшке” перед браком по расчету. Лариса же воспринимает предательство Сергея Сергеевича трагично, и поэтому ее душа умирает раньше, чем Карандышев убивает саму Ларису.
Теперь у героини нет ни приданого, ни чести. У Ларисы есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев. Она слаба, полна колебаний, легко подвержена соблазнам. “Ох, нет...— говорит она сквозь слезы, заглянув под обрыв.— Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! ...Жалкая слабость: жить хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая и несчастная”.
Лариса называет себя вещью и хочет продаться подороже. Все это — выражение страшного надрыва героини. Она умирает, примиряясь со своей горькой судьбой, ни на кого не жалуясь, никого не обвиняя, под “громкий хор цыган”. Это Островский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом торговли. Создав социально-бытовую трагедию, Островский не только не поступился своими эстетическими принципами, которые нашел в первых своих комедиях, но разработал их дальше блестяще. Драматург показал сильные характеры, обусловил их появление национальными традициями и укладом жизни — все это поставило его драмы на недосягаемую высоту. Проходят годы, но не пропадает интерес к творчеству Островского.




Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы.
Островский был необыкновенно конкретен в своем творчестве. Изучая окружающую его действительность, нетрудно представить события, факты и лица, которые могли послужить ему для сюжетов и их образов.
Драма “Гроза” — результат его путешествия по Верхней Волге в 1857 году. Материалом для “Бесприданницы” послужило судебное дело — убийство молодой женщины на почве ревности, разбиравшееся в бытность Островского мировым судьей. Индивидуализируя свои персонажи, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир.
В комедии “Свои люди — сочтемся!” образ Липочки, как и образы всех других действующих лиц, является воспроизведением повседневного наблюдения автором реального типа. Речь Липочки Болыповой ярка, живописна своей манерностью, подчеркнуто комична претензиями невежественности и пошлости на образованность и благородство.
Катерина — героиня “Грозы” отличается по складу характера от Липочки. Она цельная искренняя натура, неспособная ко лжи и фальши. Липочка больше подходит к персонажам “темного царства”, с годами ее жизнь примет образ Кабанихи. Липочка сможет выжить в окружающем ее обществе, а судьба Катерины в жестоком мире, где царят дикие и Кабанихи, складывается трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости. Катерина — натура поэтическая. Ее душа постоянно тянется к красоте, она любит природу. “Встану я, бывало, рано: коли летом, так схожу на ключик умоюсь, принесу с собой водицу и все, все цветы в доме полью. У меня цветов много было”,— рассказывает она о своем детстве. В первом монологе Катерина рассказывает о своих снах, которые наполнены чудесными сказочными видениями. Часто снилось ей, что летает, как птица.
Наряду с героическим образом Катерины Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Среди них выделяется Лариса из драмы “Бесприданница”. Это богато одаренная натура: она умна, талантлива, обладет чутким и нежным сердцем. Лариса умеет трезво оценить жизнь, ясно понять безвыходность своего положения.
Паратов покорил ее своим блеском, и она полюбила его всей душой. Эту любовь нельзя назвать слепой и безрассудной. Катерина и Лариса обе религиозные натуры. Катерина больше боится Божьего суда, чем людского, а Лариса — наоборот. И Катерина и Лариса знают, что выход из их положения один — смерть, и они почти готовы к этому. В заключительном монологе Катерина говорит: “В могиле лучше... Под деревцем могилка ... как хорошо”. Она как бы утешает себя. Лариса произносит свой последний монолог и полностью укрепляется в том, что для нее единственный верный выход — смерть, а препятствие к ней “жалкая слабость”. Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов эксплуататорского общества, они не могут понять эти законы.
Вся творческая жизнь Островского была посвящена борьбе за утверждение реализма в русском театре. Уже рассмотрение первых пьес драматурга позволило Н. А. Добролюбову признать в нем необычный талант, ибо “Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны”. Добролюбов был прав, говоря, что у Островского “чрезвычайно полно и рельефно выставлены два рода отношений — отношения семейные и отношения по имуществу...”.
Пьесы Островского — “это не комедии интриги и комедии характеров” собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название “пьес жизни”.


ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru