Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Маяковский в. в. - Образ ленина в поэзии владимира маяковского


    Я себя под Лениным чищу,
    чтобы плыть в революцию дальше.
    В. Маяковский
    У А.Вознесенского в стихотворении 'Уберите Ленина с денег' есть такие строчки:
    Ленин — самое чистое деянье,
    Он не должен быть замутнен.
    Уберите Ленина с денег,
    Он для сердца и для знамен.
    Если уж современный интеллигентный поэт впадал в заблуждение в отношении партийных вождей, то фанатично преданному идеям коммунизма Маяковскому нельзя было не обратиться к этой теме. И он писал о Ленине много и честно, через образ вождя передавая образ партии:
    Ленин и партия — близнецы-братья,
    кто более матери-истории ценен?!
    Мы говорим: Ленин, подразумеваем: партия,
    мы говорим: партия, подразумеваем: Ленин!
    Поэт не обожествляет Ильича. Напротив, рисует его реальным: чуть картавым, невысоким, с пальцами, засунутыми в карманы жилетки. Он возвеличивает дело, которое возглавлял Ленин, и людей, которые это дело продолжают.
    Единица, кому она нужна?
    Голос единицы тоньше писка.
    Кто его услышит?
    Разве — жена,
    да и то, если не на базаре,
    а близко.
    Но, если в партию
    сгрудились малые,
    сдайся враг,
    замри и ляг:
    партия — рука миллионопалая,
    сжатая в один
    все громящий кулак!
    Творческие люди часто выбирают себе кумира. Маяковский образцом для подражания выбрал пролетарского лидера, с ним он советуется, на него равняется:
    ...Двое в комнате:
    я — и Ленин,
    фотографией на белой стене.
    .. .Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше.
    Работа над поэмой о Ленине имела для Маяковского принципиальное значение. Те, кто противопоставляет его лирические стихи поэмам 'Владимир Ильич Ленин' и 'Хорошо', якобы лишенным лиризма, либо сознательно игнорируют, либо просто не в силах понять то обстоятельство, что эти произведения объединяет мечта о новом человеке, новой личности, способной зместить в себя весь мир. В поэме о Ленине он создал образ реального человека, 'самого земного изо всех прошедших по земле людей'.
    Вчитавшись внимательно, можно убедиться, что это поэма о любви. Любви миллионов людей без рас и наций.
    Вплывали ночи на спинах дней,
    часы меняя, путая даты.
    Как будто не ночь и не звезды над ней,
    а плачут над Лениным негры из Штатов.
    Отправным моментом в изображении Ленина и в построении поэмы стала картина народной скорби как выражения любви и благодарности народа к своему вождю. Отсюда возникает потребность воссоздать в поэтических красках и образах то, что было делом жизни, историческим подвигом Ленина, что выдвинуло его как лидера и партии, и народа. Вот почему 'типическими обстоятельствами', в которых проявляется характер нового героя, являются не бытовые аксессуары, а события всемирной истории. Причем история не фон, а составная часть биографии героя. Поступая так, Маяковский сознательно шел на риск.
    Опыт Маяковского в создании образа Ленина — как вечного образа рожденного нашей эпохой, — не исключает и других подходов к теме, но, предпринятый под влиянием глубокого потрясения, он являет пример истинного новаторства, подсказанного слиянием взволнованной мысли и зрелого чувства.
    Ленин и сейчас живее всех живых —
    наше знанье, сила и оружье!
    В этих строках у Маяковского нет фальши.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru