Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Маяковский в. в. - "я хочу быть понят своей страной"



У великого русского поэта XIX века Н. А. Некрасова есть замечательные слова:
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.
Поэт Владимир Маяковский жил с 'печалью и гневом' и страстно любил свою отчизну.
Мотивы печали, неудовлетворенности, одиночества, неустроенности в личной жизни звучат во многих его произведениях.
Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Владимир Маяковский. В стихах молодого поэта поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна — то, что отпугивало современную ему критику, не желавшую понять и объяснить эту новизну.
Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигаются —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы.
Стихотворение с вызывающим названием 'Нате!' нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать.
Также в разладе с действительностью и мечтами о будущем родились и строки, к которым надо особо прислушаться, желая понять жизнь и личность Маяковского, его творчество:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб!
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Это голос молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, какой контраст изначально терзает душу поэта. Он — 'весь — боль и ушиб' — взращивает 'сад фруктовый' для грядущих людей. В этих строках — идея жертвенного служения людям, характерная для классической русской литературы.
Хрестоматийный облик Маяковского, 'агитатора, горлана-главаря', кажется, не допускает мысли о душевной слабости.
Поэт в зрелую пору не любил выносить на люди душевную смуту, 'становясь на горло собственной песне'.
Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровоточит. Бездушная поэзия — не поэзия.
Одно из самых замечательных произведений Маяковского, на мой взгляд, поэма 'Про это'. Она о себе и о любви, поэма, в которой ярче и глубже, чем в других, более поздних поэмах, раскрываются характер и личность Маяковского.
Были и ранние поэмы о любви ('Облако в штанах'). Была самая светлая, не осложненная драматическими коллизиями поэма 'Люблю'. Поэт тогда переживал пик своего чувства к Л. Ю. Брик, поэтому и был уверен: 'Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена'.
Но в действительности любовь принесла тонко чувствующему поэту одни страдания.
Внешне он был спокойный, дерзкий, неуязвимый, а на самом деле — очень незащищенный. И все это очень близко, понятно нам в поэте, потому что это — общечеловеческие качества. Меня очень трогают его проникновенные строки о любви к 'зверью':
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку —
тут у булочной одна —
сплошная плешь, —
из себя
и то готов отдать печенку,
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
А вот поэт-горлан, поэт-трибун, поэт-глашатай мне, живущей в начале XXI века и переживающей все его сложные и трагические события, не совсем понятен. Он мечтал о прекрасном 'коммунистическом далеко', славил трижды отечество, которое будет, а что же сейчас? Что славить, кого славить и за что?
Далекое будущее, XXX век представлял Маяковский в своих стихах. Как ни торопил жизнь, как ни верил в коммуну у ворот, а избавление от угнетающей инерции старого быта относил лишь в далекое будущее:
Ваш
Тридцатый век
обгонит стаи
сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное наверстаем
звездностью бесчисленных ночей.
И снова Маяковский-романтик произносит слово о любви.
О любви, которая бы не была 'служанкой замужеств, похоти, хлебов', о любви, которая бы заполнила собой вселенную и 'чтоб вся на первый крик 'Товарищ!' — оборачивалась земля'. Такой представлял, такой хотел видеть любовь Маяковский. Ему не было дано счастье испытать такую любовь: все дело в том, что в каждом любовном романе есть два персонажа, от которых в равной мере зависит его судьба.
Такой Маяковский понятен нам, близок и современен.
Маяковский-сатирик — тоже наш современник. Сатира в творчестве поэта — это 'кавалерия острот', поднявшая 'рифм отточенные пики', это любимейший род оружия.
'Очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг', — отмечает поэт в стихотворении 'Разговор с товарищем Лениным'. 'Окрутить их, разоблачить перед лицом народа' — такую задачу ставит перед собой Маяковский.
Он едко высмеивает все отрицательные проявления в советском быту ('О дряни', 'Любовь', 'Пиво и социализм'), борется с бюрократизмом в учреждениях ('Прозаседавшиеся', 'Фабрика бюрократов'), выступает против пережитков капитализма в сознании людей ('Трус', 'Ханжа', 'Подлиза', 'Сплетник'), наносит сокрушительные удары по царству доллара, по международным убийцам и поджигателям новой войны.
Маяковский в стихотворении 'Столп' хочет, чтобы 'критика дань носила', хотя 'очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг, целая лента типов тянется: волокитчики, подхалимы, сектанты, пьяницы'.
В наши дни слова из стихотворения 'Прозаседавшиеся': 'О, хотя бы еще одно заседание относительно 'искоренения всех заседаний!' стали крылатыми. Они и сегодня направлены против бюрократов, управленческого аппарата, бесплодных заседаний и голосований депутатов и т. д.
'Моет', просто стирает бюрократов и пьеса 'Баня'. Бюрократы Победоносиков и его секретарь Оптимистенко не дают дороги новому изобретению, мешают движению вперед. Эта пьеса показывает вред бюрократизма, враждебность его всей творческой, созидательной атмосфере общества. К сожалению, живут победоносиковы и оптимистенки и в нашей дни. Сатира Маяковского 'косила' дрянь, помогала читателю увидеть, кто есть кто.
Отрадно отметить, что в наше время все больше появляется дерзающих, думающих, смелых людей, которые хотят, чтобы демократизм, предприимчивость помогли нашему обществу.
А как злободневны и сегодня строки из стихотворения 'Душа общества':
...как от острого,
как бы заразного,
беги,
товарищ,
от алкоголика,
который бахвалится тем,
сколько пива и водки выпито!
Да, я считаю, что Владимир Маяковский 'понят своим народом', хотя каждый воспринимает его по-своему.
В. Маяковский был человеком чрезвычайно чувствительным, готовым отдать все 'за одно только слово ласковое, человечье'.
Какое скромное (и какое страстное!) желание и какая грандиозная плата за него!


ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru