ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ – относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э.Дюркгейм называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений". Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые, наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций – от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Таким образом, социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о ее институциализации. Таким образом, институциализация – это превращение спонтанного поведения людей в организованное ( "борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты ( См. конфликт социальный ). Однако в любом обществе существует определенная доля поведения, не подчиняющегося институциональному регулированию. Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов. Это институты родства , связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достижительских статусах. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы. Р.Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции – это "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно ( когда,например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации ). Когда расхождение явных и латентных функций велико, воззникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России). Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирование новых "правил игры". Прежде всего изменению подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества ( институты собственности, институты власти, институты образования).