Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

сюзанна

Статья из раздела: «Литературные герои»

СЮЗАННА (фр. Suzanne) — героиня комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1778), персонаж пьесы «Преступная мать, или Второй Тартюф» (1792) П.-О.Бомарше. Образ С., пожалуй, самое яркое воплощение амплуа субретки — остроумной и находчивой служанки, способной распутать любую интригу. С.— прямая наследница субреток Мольера: Дорины («Тартюф»), Николь («Мещанин во дворянстве»), Туанет («Мнимый больной»), а также Марины («Тюркаре» Лессажа), Нерины («Игрок» Реньяра). Отличие С. от всех ее предшественниц заключается в том, что у Бомарше субретка впервые сделалась героиней комедии, оттеснив на второй план свою госпожу. Традиционно субретка и валет (слуга) были помощниками молодых господ в их «усилиях любви», часто выказывали изрядную ловкость, когда хозяин или хозяйка попадали в рискованную ситуацию. У Бомарше С. и ее жених Фигаро стали «ходатаями» не чужой, а собственной свадьбы. В интриге комедии, основанной на любовных домогательствах (Альмавивы к С., Марце-лины к Фигаро, Керубино к Розине), именно ей, С., принадлежит решающая роль. В напоминание о прежних функциях субретки С. выручает графиню, когда та в момент свидания с «ангелочком» (имя Керубино образовано от херувима) застигнута мужем. Однако главная цель С.— отстоять свою любовь и свое счастье. Она действительно «Фигаро в юбке», как определил «зерно» этого образа К.С.Станиславский. В этом качестве С. даже превосходит Фигаро, демонстрируя большую проницательность и хитрость, нежели он. Фигаро — социальный герой. Реликтовое право первой ночи, данное графу, он воспринимает как оскорбление «третьего сословия», добивающегося равенства. С. внесоциальна. Для нее Альмавива не столько граф, господин, сколько мужчина, который хочет обладать ею и которого она не любит. С. отстаивает права женщины; ради этого «учреждает» вместе с Розиной и Марцелиной феминистский союз, надо полагать, первый в истории. В пьесе «Преступная мать», завершающей трилогию, С. утратила значительную долю своего обаяния и была показана, по словам самого Бомарше, как «прекрасная женщина, преданная своей госпоже, свободная от заблуждений молодости». Первой исполнительницей роли С. в «Женитьбе…» была актриса Конта (Комеди Франсез, 1784). Нерусской сцене образ С. воссоздавали Г.Н.Федотова (1868), М.Г.Савина (1877), А.Г.Коонен (1915), в знаменитом спектакле К.С.Станиславского (МХАТ, 1927) — О.А.Андровская.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru