Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

счастливцев

Статья из раздела: «Литературные герои»

СЧАСТЛИВЦЕВ — центральный персонаж комедии А.Н. Островского «Лес» (1870). Провинциальный актер, комик С.— «парный» персонаж к трагику Несчастливцеву, как Санчо Панса — к Дон Кихоту. Житейский практицизм, здравый смысл, трезво-ироническое и проницательное восприятие действительности делают его «земным» персонажем, контрастным по отношению к «возвышенному» Несчастливцеву. Прирожденный актер, С. уверенно и артистично театрализует свое жизненное поведение в рамках своего комического амплуа. Мастер фарсовых ситуаций, он обладает хорошим чутьем на смешное в жизни, знает толк в шутовских эффектах и блестяще владеет приемом «апарте», оттеняющим «глупое» прекраснодушие Несчастливцева. Имея в памяти и перед глазами пример великого артиста А.Е.Мартынова, С. соглашается на роль слуги Несчастливцева; «войдя в образ», ловко устраивается, будучи сыт с «барского стола», пьян и доволен. В соответствии с амплуа «слуги-пройдохи» он представляется лакею Карпу Сганарелем, с ключницей Улитой разыгрывает «черта», а невежественному грубияну Бодаеву коротко говорит о своей сценической специальности: «скворцом свищу, сорокой прыгаю». Присущее Несчастливцеву чувство собственного достоинства у С. возникает в сниженном варианте «амбиции» и обидчивости. Скитальческая жизнь социально униженного человека накопила в нем немало душевной горечи, а нелегкий актерский путь вниз — от «первого любовника» до «суфлера» — приучил его смотреть на вещи легко, не унывать при очередной перемене судьбы, не брезговать при случае «насчет чужого». Как показывает монолог о житье «у родных», в С. сохранился благородный остаток актерской «возвышенной души». Бесшабашный гаер и «пеший путешественник», он не приспособлен для прилично-однообразной жизни городского обывателя. Актерская судьба — единственно возможная для него. Преданность бедной, но вольной театральной жизни роднит его с Несчастливцевым и объясняет финальную реплику трагика, обращенную к С.: «Руку, товарищ!» Робинзон в «Бесприданнице», скатившийся до положения шута у богатых бар, и Шмата в пьесе «Без вины виноватые» — «комик в жизни и злодей на сцене»,— являются развитием комического типа С. Первый исполнитель роли С.— П.И.Зубров (1871). Среди других исполнителей — С.В.Шумский (1871), М.П.Садсвский (1878), В.Н.Андреев-Бурлак (1880), И.В.Ильинский (1924), В.О.Топорков (1948).

Лит.: В.А.Бороздин. Геннадии и Аркашки // Памяти А.Н.Островского. Пг., 1923; Гродская Н.С. Об одном комическом типе в пьесах Островского // Наследие А.Н.Островского и советская культура. М., 1974.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru