Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

сольнес

Статья из раздела: «Литературные герои»

СОЛЬНЕС (норв. Solness) — герой драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес» (1892), профессиональный строитель. С.— один из самых сложных и противоречивых образов Ибсена: мечтающий о сверхчеловеческом подвиге, он сам себе самый жестокий, безжалостный прокурор. Автор знакомит нас с героем незадолго до его гибели. Возможно, самое сильное чувство, переживаемое этим немолодым человеком,— страх. Поначалу кажется, что он боится оказаться хуже, чем должен или мог бы быть. Он должен быть лучшим архитектором, лучшим Строителем, каким был десять лет назад, в период своего творческого триумфа, когда водрузил победный венок на шпиль построенной им башни. Тогда он впервые встретился с девочкой Хильдой и пообещал ей «королевство», за которым она ровно через десять лет, день в день, 19 сентября, является. Хильда сразу признает, что никто, кроме него, не имеет права быть Строителем, что в точности совпадает со страстной убежденностью самого С. Поэтому он не дает возможности для продвижения молодых и явно более талантливых сотрудников. «Юность — это возмездие»,— говорит С., имея в виду необходимость отвечать за невыполненные обещания молодости, закономерность наказания наглядной демонстрацией нового перед лицом старого и уходящего. Герой жестоко завидует себе самому, из прошлого, тому, кем он так и не стал. Он хочет быть подобен викингу, хотя в нем больше от тролля: у С. нет мужественной простоты, скульптурной определенности викинга — он существо двойственной, порочной природы, сознающей собственную принадлежность миру непонятного, страшного, неподвластного обыденному пониманию. Он не похищает женщин, как викинги, он искушает их души, обещая им то, чего дать не в силах. И дело даже не в малой готовности любить — он обречен разочаровывать, потому что пленяет видимостью того, чем на самом деле не обладает: талантом, красотой и благородством личности. Необходимы настойчивость и упорство Хильды, с детства очарованной картиной торжества молодого С., чтобы «правда о тролле» не сломила решимости связать с ним судьбу. Героем не только владеет зависть к несостоявшемуся призванию Строителя. С ужасом С. понимает, что он Разрушитель. Владеющий им тролль, одарив, жестоко наказывает: достаточно помыслить о желаемом, чтобы оно материализовалось. Так случилось с трагической гибелью его детей. Когда-то мечта С. о том, чтобы сгорел их старый дом, чтобы он, построив новый, мог прославиться как великий строитель, сбылась, хотя никакого материального касательства к этому герой не имел. Но после пожара у жены пропало молоко, и дети (мальчики-близнецы) не выжили. С. совершенно справедливо считает себя виновным в их смерти. Мифологически рождение ребенка — смерть отца. Подсознательно С. боится всякой новой жизни, даже воплощенной в собственном потомстве. Три пустующие детские символизируют утверждение его собственной незыблемости. Две детские — для умерших детей, третья — словно для самого Сольнеса, того вечно юного и подающего надежды, каким он хочет быть. Ему необходимо бессмертие. Но юность в лице Хильды подвигает его на невозможное. С., поднявшись на выстроенную им башню, падает оттуда, испытав страх высоты. И погибает.

Лит.: Gravier M. Ibsen. Paris, 1973. Р.162-167; Адмони В. Генрик Ибсен: Очерк творчества. Л., 1989. С.222-230.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru