Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

горио

Статья из раздела: «Литературные герои»

ГОРИО (фр. Goriot) — герой романа «Отец Горио» (1835). Литературный прообраз Г.— шекспировский король Лир, а также главный герой пьесы французского драматурга Шарля Гийома Этьенна «Два зятя», которая в свою очередь восходит к латинской пьесе анонимного автора XVIII в., называющейся, по имени главного героя, «Конакса» (в обеих пьесах речь идет о торговце, который выдал замуж обеих дочерей и отдал им и зятьям все свое состояние, но в ответ получил лишь черную неблагодарность). Жан Жоашен Г.— бывший фабрикант и торговец мучным товаром, талантливый коммерсант. Несколько удачных торговых операций во время Революции помогли ему разбогатеть. Рано лишившись жены, он один воспитывает двух дочерей: Ана-стази и Дельфину, дает им превосходное образование и богатое приданое, выдает замуж старшую за графа де Ресто, а младшую — за барона де Нусингена. Как и многие герои Бальзака, Г.— мономан, человек, всецело подчиняющийся одной навязчивой идее. Любовь к дочерям вытесняет из его души все прочие чувства. Г.— «неизлечимый отец», у которого на голове есть «единственный бугорок — бугорок отцовства»; «Христос отцовской любви». Его отцовская страсть столь велика, что «глубиной и неколебимостью» затмевает даже чувства любовника. Г. любит дочерей безоговорочно, одобряя даже их заблуждения и грехи. Не принимая в расчет предписания морали, он одобряет любовную связь Дельфины со студентом Растиньяком, его соседом по пансиону; не важно, что иметь любовника считается безнравственным, важно, чтобы Дельфина была счастлива. Он воспринимает мир лишь через призму своего отношения к дочкам, он живет лишь ради того, чтобы выполнять их желания. Зятья и дочери нашли зазорным для себя состоять в родстве с купцом, и Г. бросил торговлю, хотя это было главное дело его жизни. Дочери не хотят, чтобы отец торговал, однако деньги, которые он выручал от этой торговли, им очень нужны. Графиня Ресто вынуждена содержать своего любовника; муж баронессы Нусинген богат, но скуп; обе постоянно просят денег у отца и разоряют его. Г., в начале романа еще крепкий мужчина, в свои 62 года выглядящий сорокалетним, под конец совершенно'’опускается и превращается в дряхлого старика. Для себя ему не нужно ничего, он готов жить на хлебе и воде, лишь бы дочери были счастливы. «Моя жизнь в дочерях,— говорит Г.— Если им хорошо, если они счастливы, нарядны, ходят по коврам, то не все ли равно, из какого сукна мое платье и где я сплю». Мысль, что он истратил все деньги и уже ничем не может помочь дочерям, в прямом смысле слова убивает Г. Он умирает в скверном пансионе г-жи Воке, думая только о своих красавицах Фифи и Настази, а они даже не приезжают проститься с ним. Имя Г., подобно имени короля Лира, стало нарицательным для обозначения безграничной, трагической отцовской любви. Сходство Г. и Лира отмечали уже первые критики романа, подчеркивая при этом, что положение бальзаковского героя более безотрадно: у короля Лира была третья, любящая дочь, а Г. такого утешения не дано (характерно, что авторы инсценировки романа, поставленной в парижском театре Варьете в 1835 г., учитывая, по-видимому, вкусы публики, ввели в действие третью, побочную дочь Г., которая любит отца и хранит ему верность). Реакция современной критики на образ Г. была скорее отрицательной: автору ставили в упрек тот факт, что чувство его героя совершенно инстинктивно, не облагорожено разумом, что он ведет себя безнравственно и оскорбляет общественные приличия. Возражая критикам и оправдывая своего героя, Бальзак в предисловии ко второму изданию романа подчеркивал, что от Г. не следует ожидать знания светского обхождения — он человек необразованный, «Гурон с хлебного рынка». Г., писал Бальзак, подобен «собаке убийцы, лижущей руку своего хозяина, с которой тот еще не успел смыть кровь; он не рассуждает, он не судит, он любит». Это последнее свойство для Бальзака важнее, чем все несовершенства Г., ибо автору «Человеческой комедии» были интересны в первую очередь люди, объятые какой-либо страстью. Для «Отца Горио» в первом полном издании «Человеческой комедии» (так называемое издание Фюрна, 1843) гравюру, изображающую Г., выполнил О.Домье. В фильме Робера Берне «Отец Горио» (1944) роль Г. сыграл Пьер Ларке.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru