ОГЛАВЛЕНИЕ>>

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО - совокупность законов религиозного правопорядка (канонов), обычаев и правил, установленных главным образом на Вселенском и других соборах и определяющих преимущественно организацию церковных епархий. К.п. является лишь частью церковного права, так как не содержит многих позднейших церковных правил. Вместе с тем К.п. шире церковного права - оно не ограничивается нормами внутренней церковной организации, формулируя правоотношения частного гражданского, уголовного, судебного и процессуального права. В Византии во время Исаврийской династии был составлен на основе Свода Юстиниана законодательный сборник - Еклога 726 г., который охватывал основы К.п.. семейных, наследственных и гражданских правоотношений. В католических конфессиях К.п. включает совокупность решений церковных соборов и Постановлений римских пап. Первая кодификация К.п. была проведена в XII в.болонским монахом Гра-цианом в Трактате "Согласование разносторонних канонов", который получил значение источника права. В 1582 г. в правление папы Григория XIII был издан "Свод канонического права" (лат. Сог-puc Juris Canonic), представляющий переработанное издание трактата Грациа-на. К церковной юрисдикции относились и внецерковные правоотношения, такие. как гражданские, брачно-семейные,.имущественные и др. Нормы К.п., принятые в начале XX в., определяют внутренние отношения католической церкви. Они систематизированы в Кодексах К.п., изданных папой Бенедиктом XV в 1917 г. и дополненных II Ватиканским собором об апостолате мирянам. ! Церковная юрисдикция в XII и XIII вв. имела очень широкую компетенцию в ряде стран. Когда впоследствии она была сужена благодаря централизации. развитию светских судов, а также Реформации, заменившая ее система восприняла в общих чертах К.п. Моральное влияние церкви и системы К.п., которую она выработала, дает себя чувствовать в различной степени во всем христианском мире. В Великобритании и Северной Ирландии. Лвс/прйй. Португалии, распределение наследственного имущества осуществляется под судебным контролем на основе К.п. К.п. не проявляется как самостоятельное право и не претендует на регулирование всего комплекса отношений между людьми. Оно весьма фрагментарно и выступает главным образом как публичное право особого общества, образуемого церковью. Лит.: Большая Советская Энциклопедия. Т. 20. М.. 1953. С. 18; Мчед-лов М.П. Католицизм. М.. 1974: Религиозные традиции народов мира. М.. 1974; Л у к а ш у к И. И. Международное право. Общая часть. М.. 1996. С. 37: Мартене Ф.Ф. Международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. I; Андреев М.Н. Римское частное право. София., 1962;3аозерс кий И.А.Отношениесв. Православной церкви к миру и войне по учению ея канонического права//Богословский Вестник. 1896. № IV. С. Ю.Давид Ре не. Основные правовые системы современности. М., 1967; Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандри-да Никифора. М., 1990: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения.М., 1996. Борисов К.Г.