ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ИСТОЧНИКИ ПРАВА - объективная форма выражения права. Термин в научный оборот ввел Тит Ливии при характеристике Законов XII таблиц (см. Двенадцати таблиц законы). В юридической науке принято выделять И.п. в материальном, идеальном и формальном смысле. И.п. в материальном смысле являются существующие в конкретно-исторический период развития цивилизации общественные отношения. Данный подход основательно разработан марксистским учением о способах производства и формах собственности. Согласно этой теории право (и по форме, и по содержанию) взаимосвязано и взаимообусловлено господствующим в определенной общественно-исторической формации способом производства. Под И.п. в идеальном смысле понимают правосознание. Под И.п. в формальном (юридическом) смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли (нормативные акты). Современная юриспруденция выделяет следующие виды И.п.: правовой обычай - исторически первый И.п., представляющий собой санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного и единообразного повторения определенных действий; правовой прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу. которое становится общеобязательным при разбирательстве аналогичных дел: нормативный акт - акт право-творчества. содержащий нормы права: нормативный договор - соглашение субъектов права: правовая доктрина - совокупность идей. взглядов,теорий,содержащих представление о необходимом для данного общества праве. Роль И.п. в различных правовых системах неодинакова. Закону, прецеденту, доктрине придается разное значение. Различные правовые системы имеют тенденцию к сближению, а следовательно, иерархия И.п. во многих странах приобретает сходные черты, Главенствующую роль играет закон (нормативный правовой акт). Это касается прежде всего англосаксонской правовой системы. и континентальной правовой системы. Однако мусульманское право все еще остается консервативным. По-прежнему основополагающими И.п. являются: Коран, Сунна, иджма (единое соглашение мусульманского общества), кияс (суждение по аналогии). Используя термин "И.п.-", необходимо учитывать, в каком смысле (материальном, идеальном или формальном) он употреблен и для характеристики какой правовой системы применяется. ' . Лит.: Давид Р., Жоффре-Спино-зи К. Основные правовые системы современности. М., 1996: Источники права, М.,1981;3ивс С.Л. Источники права. М., 1981: Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы)// Правоведение, 1992. № 2. С. 23-30. Малиновский А.А.