Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

АНОМИЯ

Статья из раздела: «Энциклопедия юриста»

АНОМИЯ (букв.: безнормативность) - состояние социальной дезорганизации и социальной нестабильности, при котором ослабевает контроль социальных норм за поведением индивида, что возможно либо вследствие того, что сами эти нормы ясно не сформулированы, не применяются четко и регулярно, либо вследствие конфликта между различными или противоречащими друг другу нормами. Такое состояние 'без-нормативности' оставляет людей без четких границ поведения, они не представляют ясно, как следует себя вести, а часто и не интересуются этим. Основоположник концепции А. (социальной дезорганизации) - крупнейший французский социолог и правовед Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исходил из того, что нормальная жизнь любого общества возможна при 'социальной сплоченности', урегулированной нормами, в первую очередь правовыми. В период стабильности закон выступает для человека в образе высшего (или признаваемого им за высшее) коллективного сознания. Если субъект дисциплинирован и признает над собой коллективный авторитет, т.е. обладает здоровой моральной конструкцией, то он чувствует сам, что требования его не должны подниматься выше определенного уровня. Индивидуальные стремления заключены в этом случае в установленные рамки. Отсутствие между людьми социальной сплоченности, солидарности, приводящее к состоянию А., Дюркгейм расценивал как источник абсолютного большинства негативных общественных проявлений, в том числе преступности. Он считал состояние А. характерным и нормальным явлением современного ему общества. Э. Дюркгейм определял пути выхода из кризисного состояния А.: дело не 'в воскрешении традиций и обычаев, которые, не отвечая более настоящим условиям социального положения, могли бы жить только искусственной и кажущейся жизнью'. Излечение общества возможно путем социальных реформ, укрепления 'коллективных представлений', повышения уровня 'социальной солидарности' в рамках прежде всего профессиональных групп - 'корпораций' лиц, объединяемых совместной профессией. При этом ученый придерживался принципа постепенности,который отвергает возможность скоротечных перемен в развитии всех социальных процессов, в том числе и преступности, поскольку лежащая в их основе нравственность меняется медленно. Концепцию А. применительно к проблемам криминологии развил американский социолог Роберт Мертон, считавший основной причиной преступности противоречие между ценностями, на достижение которых нацеливает общество, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить такие ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой. Теории А. свойственна ограниченность; она не объясняет ни того, почему индивид теряет связь со своей культурой, ни того, почему большинство людей, подверженных воздействию почти одних и тех же влияний, не перестают идентифицировать себя с группой и демонстрируют поведение, которое не настолько отклоняется от нормы, чтобы квалифицировать его как незаконное. Теория А. не объясняет также и деструктивную, или неутилитарную, природу некоторых правонарушений. Аргунова Ю.Н.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru