ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ЗАКОННОСТЬ - политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права. О необходимости соблюдения закона писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже, в период буржуазных революций (XVIII-XIX вв.). Мыслителями эпохи Просвещения 3. понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того, о ком идет речь, но прежде всего как осуществление власти, основанное на прочно установленных, общеизвестных законах, в силу всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того, что справедливо и что несправедливо. В современной юриспруденции 3. определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим). В советской юриспруденции длительное время господствовал классовый подход в понимании 3. Считалось, что подлинная 3. может быть только социалистической, так как любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначным было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой 3. После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А.Я. Вышинского социалистическую 3. стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую 3. рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем как метод осуществления общенародным государством его задач и функций. После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить 3. как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием, освободив от классово-идеологического аспекта правопонимания. В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь 3. с демократией, выражающуюся в принципе:нет 3.без демократии и нет демократии без 3. Важное изменение в понимании 3. связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ) идеи правового государства. Отсюда 3. - это не просто исполнение законов, но и под-законность деятельности государства. обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того. в понятие 3. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии 3. С этой точки зрения нельзя говорить о 3. в тоталитарных и авторитарных государствах. В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания 3.. при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой 4юрмы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Содержание 3. составляет такое законодательство. которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. 3. рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (3. точнее было бы определить в данном случае как правозаконность): во-вторых, полное осуществление реализация Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов. Термин "З." используется и зарубежными правоведами и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие 3. Юридическая наука рассматривает 3. в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотвор-ческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект 3. выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства. Принципы 3. - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала.обусловливающие содержание 3. Основными принципами являются: верховенство закона, единство 3.. целесообразность и реальность 3. Верховенство закона понимается как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права (см. Закон). Кроме того, верховенство закона можно рассматривать как принцип деятельности государства. В данном случае деятельность государственных органов и их должностных лиц ограничивается рамками закона, что (в идеале) исключает произвол. Единство 3. необходимо рассматривать как общеобязательность действующего законодательства. Какие-либо исключения из данного принципа, например в сфере действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. свидетельствуют о его нарушении, а следовательно, и о нарушении законодательства. Целесообразность 3. означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности, а также норм законов и подзаконных актов социальным потребностям. обусловленным целями общественного развития. Противопоставление 3. и целесообразности недопустимо. Выбор целесообразного варианта поведения законен только тогда, когда он не противоречит правовым предписаниям. В случае наличия пробелов в праве (законе) целесообразным является не отказ от исполнения нормы,а применение права (закона) по аналогии. Кроме того, в рамках закона допустимо использовать и усмотрение в правоприменительной практике. Неисполнение законов, постановление неправосудных приговоров, издание противоречащих Конституции и законам подзаконных актов по мотивам политической или экономической целесообразности - грубейшее нарушение 3. Однако бывают случаи, когда, например. принимается закон, предписания которого являются социально вредными. Безусловно, его нельзя признать целесообразным. Вместе с тем отказ от его реализации по этим мотивам также недопустим. В данном случае выход один - скорейшая отмена нецелесообразного закона. Реальность 3. представляет собой возможность фактического исполнения законов всеми субъектами права и неотвратимость ответственности за любые их нарушения. Осуществление этого принципа достигается посредством: а) предоставления субъектам права реальной возможности соблюдать, исполнять и использовать правовые предписания; б) создания правоохранительным органам условий для эффективной борьбы с противоправными проявлениями. Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования 3. Выделяются следующие основные требования 3. к субъектам права: а) соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами; б) обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина; в) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение: г) равенство граждан перед законом и судом. Требования 3. к действующему законодательству следующие: а) адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества. Нарушения данного требования выражаются, например, в принятии таких законов, которые не могут быть реализованы по экономическим или организационным причинам; в попытках правовой регламентации тех общественных отношений. которые поддаются регулированию только неправовыми социальными нормами; б) строгая иерархичность законодательства - подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и законам: в) беспробельность и непротиворечивость законодательства; г) соблюдение установленного порядка принятия, изменения, отмены нормативных правовых актов. В отечественной юридической науке принято разграничивать нарушения закона и нарушение 3. Под нарушениями закона понимается любое правонарушение. Нарушения законов, совершенные гражданами. не затрагивают 3.. они суть нарушения правопорядка в обществе. Считается, что если гражданин совершил преступление и наказан за него, то 3. не нарушена. Препятствием нарушению 3. является развитие системы гарантий 3., под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии. К общим гарантиям относятся: а) экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы): б) политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных. религиозных конфликтов): в) духовно-нравственные (патриотизм,значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям): г) психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма). Специальные (юридические) гарантии 3. выступают как правовые средства. закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение 3. К таким гарантиям относятся: а) меры надзора и контроля за состоянием законности: б) эффективность мер юридической ответственности.применяемых к правонарушителям: в) меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права: г) меры по совершенствованию действующего законодательства; д) меры по профилактике нарушений 3.; е) меры по выявлению нарушений 3. Лит.: Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград. 1991:Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976; Венгеров А.Б. Законность, как ее понимал Вышинский//Общественные науки и современность. 1989, № 6; Конституционная законность и прокурорский надзор. Сборник статей. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М.. 1997. Малиновский А.А.