ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ГЕРМАНИЯ (Федеративная Республика Германия) - государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ - федерация, в составе которой 16 земель (без каких-либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган - однопалатный ландтаг (в Баварии - двухпалатный) и правительство вотла-ве с премьер-министром. По форме государственного правления ФРГ - парламентская республика. Высшие органы государства - в соответствии с Основным законом 1949 г. - Федеральный президент, бундестаг и бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд. Федеральный президент является главой государства. Он избирается специальным органом - Федеральным собранием на 5 лет. Полномочия президента типичны для главы парламентской республики. Он промульгирует (см. Промульгация) законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, осуществляет право помилования. Президент является представителем ФРГ в отношениях с другими государствами. От имени ФРГ он заключает с ними договоры, аккредитирует и принимает послов. Большинство актов президента нуждается в обязательной контрассигнации (см. Контрасигнатура) главы правительства или соответствующих министров, которые несут за них ответственность. Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат - бундестага и бундесрата. Бундестаг, в составе которого 496 депутатов, избирается прямыми выборами сроком на 4 года. В составе бундесрата 41 человек, они являются членами правительства земель. Каждая земля имеет в бундесрате от 3 до 5 голосов в зависимости от численности населения земли. Палаты избирают своих председателей, которые руководят работой депутатов, и образуют постоянные комитеты. Заседания палат, как правило, открытые, если только депутаты не примут решение о закрытии заседания. Основной закон определяет круг вопросов, относящихся к области исключительной законодательной компетенции федерального парламента и к области конкурирующей компетенции федерации и земель. Кроме того, ст. 75 Основного закона перечисляет те вопросы, по которым парламент может издавать общие предписания. Процедура принятия ФЗ заключается в следующем. Законопроект принимается бундестагом и сразу передается бундесрату. Если бундесрат не одобрит этот законопроект, он может в течение 2 недель потребовать созыва согласительного комитета, в котором представлены члены обеих палат. Если комитет предложит какие-то изменения к принятому законопроекту, он должей быть повторно рассмотрен бундестагом. Законопроект, одобренный им вторично, может быть опять отклонен бундесратом в течение недели. Тогда законопроект направляется в бундестаг в третий раз, и если за него проголосует большинство членов бундестага, он считается принятым. Бундестаг обладает также контрольными полномочиями в отношении правительства. Они проявляются в формах интерпелляций, устных вопросов, в работе следственных комиссий, в праве требовать отставки правительства. В состав правительства входят федеральный канцлер - глава правительства, вице-канцлер, министры, возглавляющие министерства, и министры без портфеля. Президент выдвигает кандидатуру на пост канцлера, который избирается бундестагом (если он не получает большинства голосов членов бундестага, президент может распустить палату). Министры назначаются и увольняются президентом по предложению канцлера. Полномочия правительства весьма обширны. Фактически оно осуществляет все функции по управлению государством. Достаточно сильны позиции исполнительной власти и в сфере законодательства. Правительство обладает правом законодательной инициативы, при этом Основным законом предусматривается приоритет правительственных законопроектов перед депутатскими. В случае отклонения правительственного законопроекта бундестагом президент по предложению правительства и с согласия бундесрата может объявить в отношении этого законопроекта состояние "законодательной необходимости", и тогда для вступления закона в силу достаточно одобрения его бундесратом/ • В соответствии с Основным законом члены правительства несут ответственность только перед канцлером. Роль канцлера в государственном механизме ФРГ чрезвычайно велика. Фактически он определяет основную линию всей внутренней и внешней политики страны. В случае отставки канцлера в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия - в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства). Общая характеристика. Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 г. ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский союз, ставший затем, а 1871 г.. Германской империей. При этом на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных образований. Законодательство воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства Германской империи оказало Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс (УК) 1813 г. и более ранние баварские Судебный кодекс и Гражданский кодекс (ГК) 1753 и 1756 гг..саксонский ГК 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) 1850 г. и другие акты, часть из которых была результатом переработки законов германских государств. На территории некоторых вошедших в Германскую империю государств, в свое время оккупированных наполеоновской армией, сохраняли силу введенные в тот период ГК Франции 1804 г. (см. Кодекс Наполеона) и иные наполеоновские кодексы. Очевидно влияние и этих законов на формирование законодательства Германской империи. Наконец, при подготовке проектов общегерманских законов их составители учитывали также нормы общего права, представлявшего собой сложное переплетение норм римского и канонического права, а также правовых обычаев древних германцев. С образованием Северо-Германского союза начался медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов, в ходе которого первоначально были приняты разработанные ранее Торговое уложение 1866г. и Уголовное уложение 1871 г., затем Гражданское процессуальное и Уголовно-процес-суальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г. и лишь в 1896 г. - Германское гражданское уложение (ГГУ). (Названные кодексы именуются уложениями, согласно принятой в русской дореволюционной литературе терминологии.) Многие из кодексов и иных законов, принятых в этот период, продолжают действовать в ФРГ - с учетом изменений и дополнений, внесенных в них в период Германской империи, просуществовавшей до 1918 г., в период буржуазно-демократической Веймарской республики (1919-1933) и после образования в 1949 г. Федеративной Республики Германии. Сохраняют силу и некоторые из законодательных актов периода нацистской диктатуры в Г. (1933-1945), поскольку они не были отменены ни соответствующими постановлениями Союзного контрольного совета, которому принадлежала вся полнота власти в Г. в 1945-1949 гг., ни законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ. В целом же в общем объеме действующего законодательства ФРГ по-прежнему значительное место занимают законы и иные нормативные акты, изданные в предшествующие периоды существования общегерманского государства, правопреемником которого объявила себя ФРГ (в частности, в названиях некоторых актов сохраняется термин "Имперский закон"). . . В 1990 г. произошло объединение Г. путем присоединения ГДР к ФРГ. Важнейшим этапом этого процесса стал первый государственный договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил в силу с 1 июля 1990 г. Согласно данному договору все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него на территории ГДР вводились законы, действующие в этих сферах в ФРГ. 31 августа 1990 г. был подписан второй государственный договор - о механизме вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. произошло воссоединение Г. В ходе объединительного процесса на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы. • ... - • Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ имеет Конституция (Основной закон) ФРГ 1949 г. В этом документе, открывающемся краткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопросы взаимоотношений федерации и всех входящих в ФРГ 16 земель - субъектов федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия. В сфере законодательства решающая роль принадлежит федерации, а на долю земель приходятся вопросы, относящиеся к образованию и культуре,деятельности местных органов власти,управления,полиции и др. Согласно ст. 73 Основного закона федерация обладает исключительной компетенцией по важнейшим вопросам, в том числе в области внешних сношений, обороны, денежного обращения, гражданства, сотрудничества федерации и земель. В ст.74 определена конкурирующая компетенция федерации и земель, а исключительная компетенция земель в Конституции не зафиксирована. При толковании законов в ФРГ в отличие от многих других стран большое значение придается материалам комиссий по подготовке соответствующих актов. Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль. Судебная практика в Г. традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенна, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Обычаи по существу утратили роль источников права. В период 1958-1963 гг.: было опубликовано "Собрание федерального права"-собрание действующего законодательства ФРГ,систематизированное по 9 "главным областям права": государственное и конституционное право; управление; правосудие; гражданское и уголовное право; оборона; финансы; хозяйственное право; трудовое право, социальное обеспечение, обеспечение жертв войны; связь, пути сообщения, водный транспорт. • •. •• •• •' Гражданское право и смежные с ним отрасли права. Одним из важнейших актов в системе действующего законодательства ФРГ остается ГГУ 1896 г.. которое в свое время оказало существенное влияние на развитие гражданского законодательства во многих странах. ГГУ - результат продолжавшейся более двух десятилетий подготовительной работы германских цивилистов, сумевших соединить традиционное построение гражданско-правовых институтов, характерное для германской правовой школы, с потребностями капиталистического развития Европы конца XIX в. Несмотря на несколько абстрактный и излишне теоретический характер многих положений, с точки зрения юридической техники ГГУ признается весьма совершенным, в частности по структуре, рациональности изложения, единству используемой терминологии. В известном смысле ГГУ соперничает по своему значению и влиянию с французским ГК 1804г. В ГГУ в отличие от французского ГК выделена Общая часть, которая образует книгу первую (§ 1-240). В ней сформулированы институты и нормы, общезначимые для всего гражданского, а отчасти и для других отраслей права, а также изложены нормы, относящиеся к статусу физических и юридических лиц, определению правоспособности,волеизъявлению, исчислению сроков давности,и некоторые иные нормы. В целом же структура весьма объемистого, насчитывающего 2385 параграфов ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей наибольшее признание среди германских юристов. Это проявилось, в ча-CTHOL :'и. в раздельной трактовке вопросов обязательственного правая права собственности. Книга вторая ГГУ посвящена обязательственному праву (§ 241- 853), книга третья - вещному праву (§ 854- 1296). книга четвертая - семейному праву (§ 1297-1921) и книга пятая - наследственному праву (§ 1922- 2385). В разделах, посвященных праву собственности, и прежде всего в книге третьей, в большей степени сказалось влияние германского общего, а в разделе об обязательствах - римского права. К настоящему времени ГГУ не подверглось сколько-нибудь существенным изменениям. В регулировании гражданско-правовых отношений участвуют и некоторые дополняющие его акты, важнейшим из которых считается Закон об общих условиях договоров 1978 г. В свою очередь, и Конституция 1949 г. содержит нормы, существенные для гражданского права. В частности, она закрепила гарантии собственности от произвольного принудительного отчуждения и провозгласила в качестве конституционных постулатов ряд иных личных и имущественных прав, в том числе равноправие мужчины и женщины, права внебрачных детей и право наследования. В книге второй ГГУ ("Обязательственное право") изложены как общие правила, относящиеся к любым договорам, к их заключению и исполнению, так и нормы, регулирующие конкретные виды договоров (купли-продажи, мены, займа, найма, подряда и др.) и обязательства из неосновательного обогащения и неправомерных действий. Среди последних специально выделены нарушения "общественной и коммерческой морали". В книге третьей ("Вещное право") подробно разработаны институты собственности, владения и сервитутов - прав на пользование чужой недвижимостью. ''"•.В области брачного и семейного права положения первоначальной редакции ГГУ. допускавшие неравенство полов и внебрачных детей по отношению к законнорожденным, к настоящему времени изменены законодательными актами, последовавшими за принятием Конституции 1949г., в частности Законом о равноправии мужа и жены в области гражданского права 1957 г. и Законом о юридическом статусе внебрачных детей 1969 г. Федеральный конституционный суд в ряде своих решений также неоднократно признавал неконституционными отдельные положения ГГУ относительно правомочий супругов. Ныне в этой области сохранили значение не столько поли/кения ГГУ, сколько самостоятельные акты, принятые за последние десятилетия. В их числе Закон о браке 1946 г. с последующими изменениями, Закон об усыновлении 1976 г. и в особенности Первый закон о реформе брачного и семейного права 1976 г. Заключение брака по действующему законодательству ФРГ должно происходить в ходе гражданской церемонии, а расторжение брака - в судебном порядке, причем одним из оснований для иска о разводе при возражении другой стороны признается факт раздельного проживания супругов в течение 3 лет. Вступающие в брак могут определить свои имущественные отношения в брачном договоре, условия которого они вправе изменить в период брака. Наследование в настоящее время регулируется в основном нормами книги пятой ГГУ. Законодательство ФРГ предусматривает наследование по закону и по завещанию. Очередность наследования по закону: потомки наследода-теля, его родители и их потомки, его дедушка и бабушка и их потомки и т.д. Особо оговорены права пережившего супруга, признаваемого одним из наследников первой очереди. Допускаются различные формы завещания: нотариальная, письменная, а также устная в присутствии трех свидетелей. При наследовании по завещанию обеспечиваются права детей и родителей наследодателя и пережившего супруга, которые могут быть лишены своей доли наследства лишь по обоснованным мотивам. Торговое право ФРГ регулируется ныне комплексом законодательных актов, важнейший из которых - Германское торговое уложение (ГТУ) 1897 г., сменившее Общегерманское торговое уложение 1861 г. в связи с принятием ГГУ 1896 г. Хотя ГТУ выступает в качестве дополнения к ГГУ, оно оказало известное влияние на развитие торгового законодательства в ряде стран. Принципиальное значение для этого акта имеет понятие "коммерсант", поскольку предметом регулирования ГТУ служат лишь сделки, совершаемые коммерсантами либо приравниваемыми к ним торговыми товариществами. ГТУ состоит из 4 книг. В книге первой содержится детальное определение понятий коммерсанта, торговой 41ирмы, торговых представителей и правила ведения торговых книг. Книга вторая содержит общие положения о торговых товариществах. Книга третья посвящена торговым сделкам (купли-продажи, транспортной доставки, найма помещения для хранения товаров и др.). Книга четвертая регулирует морское право, включая вопросы торговли, транспорта и страхования. Многие положения ГТУ со временем были отменены либо утратили свое значение в связи с принятием новых законов, подробно регламентирующих отдельные институты торгового права. Среди них важное место занимает Закон об акционерных обществах 1965 г., который состоит из 5 книг и регулирует большинство вопросов, связанных с учреждением, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний, с ответственностью их учредителей идолжностныхлиц. Действуют также Законы о недобросовестной конкуренции 1909 г. и о борьбе с ограничениями конкуренции 1957 г., Закон о содействии стабильности и росту экономики 1967 г.. Закон об общих условиях продажи 1976 г. и другие акты. В регулировании трудовых правоотношений наряду с законодательными актами федерации важное значение имеют нормы конституций земель, а также - решения Федерального суда по трудовым делам. В этой области ныне применяется Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г.. в который со времени его издания было внесено несколько десятков изменений. Закон о минимальных условиях труда 1952 г. и Закон о минимальных отпусках работникам 1953 г., Закон о врачебном контро-. ле на производстве, об инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда 1973 г., Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах 1980 г.. Закон о содействии профессиональной подготовке путем планирования и исследований 1981 г., Закон о поощрении занятости 1985 г. и многие другие нормативные акты. За время существования' ФРГ был принят ряд актов, предусматривающих участие работников в управлении предприятиями и объединениями путем представительства в производственных советах, причем в угольной и сталелитейной промышленности представители работников должны составлять половину членов совета, а один представитель -входить в совет управляющих (Законы о структуре предприятий 1952 и 1972 гг. и другие акты). В ФРГ провозглашен принцип "свободы коллективных договоров", позволяющий профсоюзам от имени работников заключать с предпринимателями соглашения о ставках заработной платы и иных условиях труда (в ряде случаев коллективный договор распространяется и на работников, не являющихся членами заключившего его профсоюза). Право на образование профсоюза в целях "охраны и улучшения условий труда и экономических условий", как и соответствующее право предпринимателей на создание своих объединений, закреплено в Основном законе. В свою очередь, право трудящихся на забастовки лишь выводится из положений Конституции ФРГ, но прямо в ней не упоминается (это право зафиксировано в конституциях некоторых земель). Критерии. по которым определяется законность, правомерность забастовки, как и реальный юридический статус ее организаторов и участников, установились в ФРГ главным образом на основании решений Федерального суда по трудовым делам. Эти решения признают незаконными забастовки, подрывающие "общее благо", политические забастовки,стачки солидарности,забастовки государственных служащих и др. Существенным элементом регулирования трудовых отношений в ФРГ являются "запреты на профессию", установленные в правительственных постановлениях 1972 и 1976 гг. и в Совместном заявлении федерального канцлера и премьер-министров земель. Они предусматривают отказ в принятии на государственную службу и увольнение с нее для лиц. принадлежащих к партиям, которые преследуют "антиконституционные цели". В ФРГ существует широко развитая система социального страхования и обеспечения, фонды которой образуются частично из государственного бюджета, частично из взносов предпринимателей и в значительной степени путем удержаний из заработной платы работников (имеются и иные. менее существенные источники пополнения этих фондов). Законодательство ФРГ предусматривает выплату различного рода пособий по безработице.содействие в переквалификации потерявшим работу, меры поощрения для предпринимателей, открывающих новые рабочие места. Предусматривается выплата пенсий по старости рабочим и служащим, а также сельским хозяевам, пенсий по инвалидности, в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве. Выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия на воспитание детей. При определенных условиях производятся доплаты лицам, снимающим жилье, и оказывается социальная помощь молодым людям и тем, кто попал в трудные жизненные условия. Законодательство по всем этим вопросам представляет собой сложный конгломерат актов, нередко весьма обширный, среди которых и некоторые источники трудового права, в частности Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г. (в нем изложены меры вспомоществования безработным и др.). Центральное место в системе законодательства о социальном страховании и обеспечении занимает Социальный кодекс, состоящий из десяти книг, вступивших в силу в 1975-1982 гг. Сохраняют также самостоятельное значение Законы о социальном обеспечении, о федеральном пособии на детей, о социальной помощи и другие акты. За последние десятилетия в ФРГ весьма активно развивается движение в пользу защиты окружающей среды от загрязнения, вызываемого прежде всего выхлопными газами автомобилей и отходами промышленного производства. Под влиянием сторонников этого движения возникла (как самостоятельная отрасль законодательства) система нормативных актов, направленных на защиту окружающей среды (большинство этих актов - федеральные). Согласно принятому в 1974 г. закону учреждено федеральное министерство по делам окружающей среды. Соответствующие ведомства, созданные в отдельных землях, контролируют установленные стандарты надлежащего качества вод и атмосферного воздуха и вместе с федеральными властями и общественностью борются с предпринимателями и иными нарушителями законодательства об охране окружающей среды. Важное значение в этой борьбе придается также совершенствованию системы налогового обложения по принципу "кто больше загрязняет природу, больше и платит". Среди природоохранных законов преобладают акты. направленные на предупреждение конкретных видов вредного воздействия на окружающую среду: Закон о мерах по обеспечению устранения отработанных масел 1968 г., Закон об уменьшении загрязнения воздуха свинцовыми присадками в дизельном топливе 1971 г., Закон о защите от шума самолетов 1971 г., Закон о защите окружающей среды от загрязнений воздуха, шумов, вибраций и подобных вредных влияний 1974 г., Закон о предупредительной защите населения от вредных излучений 1986 г.. Закон о сточных водах и Закон об охране природы 1976 г., который направлен на защиту ландшафтов, флоры и фауны. Уголовное право. Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском УК 1871 г. (в истории права его принято именовать Германским уголовным уложением). В основу проекта этого кодекса было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 г. в принципе соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права. Он декларировал формально-демократические принципы буржуазной законности и тщательно регламентировал институты Общей и Особенной частей уголовного права. В нем закреплен принцип, согласно которому подлежали наказанию только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все преступные деяния подразделялись на преступления, проступки и нарушения в зависимости от тяжести предусмотренных за них по закону наказаний. Система наказаний включала в себя смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах. Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, кодексом 1871 г. не предусматривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием кодекса вводилась на всей территории Германской империи (приговор исполнялся отсечением головы). До установления фашистской диктатуры в Г. не раз создавались комиссии с целью реформы УК 1871 г. Ими было подготовлено 8 проектов нового кодекса, ни один из которых не был реализован. Однако в период кайзеровской империи и Веймарской республики (1919- 1933) в текст кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Г. во времена фашистского господства и частично включенные в УК, служили всего лишь обоснованием созданного в стране режима беззакония, репрессий и террора, осуществлявшегося в массовых масштабах. После разгрома фашизма в силу Потсдамских соглашений и постановлений Союзного контрольного совета, осуществлявшего верховную власть в стране в период ее оккупации, на всей территории Г. отменялось в принципе действие уголовных законов, принятых с 1933 по 1945 г., и было восстановлено действие УК в редакции до 1933 г. Практически уже вскоре после образования в 1949 г. Федеративной Республики Германии началась подготовка реформы УК. С 1951 г. бундестаг приступил к изданию так называемых законов об изменении уголовного права, которыми в основном вносятся частные изменения и дополнения в Особенную часть кодекса; осуществляется его общая модернизация, "расчистка" от устарелых положений и т.п. Для более радикальных изменений, затрагивающих основные институты уголовного права, вопросы карательной политики, систему наказаний и иных мер репрессии, в ФРГ использовалась иная правовая форма - так называемые законы о реформе уголовного права. С 1954 г. развернулась работа образованной бундестагом комиссии по подготовке "большой реформы". Комиссия представила несколько предварительных, а затем и официальный проект нового УК (1962), отличавшийся крайней реакционностью и ориентированный на усиление роли тюремного заключения. В противовес этому документу группа профессоров-криминалистов представила в 1966 г. свой альтернативный проект, предлагавший более гибкую карательную политику и более либеральную трактовку задач уголовного законодательства (широкое применение условного отказа от назначения наказания, идеи ресоциализации заключенных и др.). Созданный в 1966 г. Специальный комитет бундестага по реформе уголовного права постарался найти компромисс путем устранения наиболее реакционных положений проекта 1962 г. и принятия некоторых требований авторов альтернативного проекта, в частности о применении условного осуждения и о формулировках отдельных статей, относящихся к важнейшим правовым институтам. Комитет признал целесообразным ограничиться реформой только Общей части кодекса. В ряде законов о реформе уголовного права, принятых начиная с 1969 г. (вступление их в силу не раз откладывалось), была одобрена новая редакция Общей части УК и внесены изменения в статьи Особенной части УК 1871 г., оставленной в силе. Необходимость приведения в соответствие двух разнородных частей кодекса привела к изданию в 1974 г. насчи- тывающего 326 статей Вводного закона к УК - самого большого по объему из всех ранее принятых в ФРГ законов. В результате реформы с 1 января 1975 г. в ФРГ стал действовать УК, Общая часть которого составлена в 60-х гг. XX в., а Особенной частью служат статьи кодекса 1871 г., пусть и подвергшиеся существенным изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, многие формулировки. После осуществления "большой реформы" в ФРГ были изданы отдельные акты, направленные на пресечение некоторых наиболее опасных преступлений, в частности законы о борьбе с экономической преступностью (первый - в 1976 г., второй - в 1986 г.), Закон о борьбе с терроризмом 1986 г., а также большое число иных законов об изменении уголовного права. С учетом накопившихся изменений в 1987 г. была издана новая редакция УК ФРГ. Действующая редакция УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний - по подсчетам западногерманских юристов, относящиеся к ним предписания содержатся, помимо УК, еще более чем в 400 законах. Важная новелла Общей части УК, действующей с 1975 г., - отказ от прежней трехчленной классификации преступных деяний. Отныне все преступные деяния делятся только на преступления - те, за которые грозит как минимум лишение свободы на 1 год, и на проступки - за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. Что касается "нарушений" - наименее тяжких уголовно наказуемых деяний по прежней классификации (за них грозил арест на срок до 6 недель или небольшой штраф), то большинство из них ныне рассматриваются как административные нарушения (прежде всего это незначительные нарушения правил дорожного движения). В соответствии с Законом об административных правонарушениях 1968 г. (в редакции 1975 г. с последующими изменениями) такого рода противоправные действия наказываются штрафом на сумму, как правило, до 2000 марок. В 1984 г. сфера административных нарушений была существенно расширена. Действующее уголовное законодательство ФРГ предусматривает так называемую дуалистическую систему уголовных санкций: наказания и наряду с ними меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от "степени представляемой правонарушителем опасности". К числу собственно наказаний относятся лишение свободы и штраф (основные наказания), а также запрещение управлять автотранспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев (дополнительное наказание). Смертная казнь отменена Конституцией 1949 г., что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (до 15 лет). Вопросы, связанные с отбыванием наказания, с переводом из одного карательного заведения в другое и т.п., решаются не судом, вынесшим приговор, а судебными палатами по исполнению наказаний при судах земель. Приговор к лишению свободы на срок до 6 месяцев может быть вынесен лишь при наличии "особых обстоятельств", учитывая вредное воздействие заключения. Штраф назначается в "дневных ставках" в размере от 5 до 360 ставок с суммой одной ставки в пределах от 2 до 10 тыс. марок в зависимости от имущественного положения (как правило, от чистого дохода) осужденного. В предусмотренную действующим законодательством ФРГ систему мер исправления и безопасности входят прежде всего меры, связанные с лишением свободы: помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до 2 лет, а также превентивное заключение или "интернирование в целях безопасности" на срок до 10 лет, осуществляемое в дополнение к лишению свободы в отношении опасных преступников. В качестве мер исправления и безопасности, не связанных с лишением свободы, действующий УК ФРГ предусматривает установление надзора за лицами, отбывшими наказание, лишение водительских прав, "запрет на профессию" и др. В качестве дополнения к YK ФРГ в 1976 г. был издан Закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем подробно регламентируется деятельность не только тюрем, но и "социально-терапевтических" и иных заведений, строительство которых связано с немалыми расходами и финансируется в основном за счет бюджетов земель. Конституция ФРГ относит область уголовного права и наказаний к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции, в которой отдельные земли обладают правом принятия законов, но лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не использует своих соответствующих прав. Ныне федеральным законодательством охвачены все сколько-нибудь существенные вопросы уголовного права и исполнения наказании, так что на долю законодательства земель остаются только постановления, конкретизирующие ответственность за административные нарушения. Процессуальное законодательство. Вскоре после издания УК 1871 г. в Германской империи были приняты Закон о судоустройстве 1877 г. и Уголов-но-процессуальный кодекс (УПК) 1877 г. Оба акта считаются действующими и поныне, хотя и в обновленных редакциях, сохраняющих их общую структуру и формулировки отдельных положений. Закон о судоустройстве, в который наиболее важные изменения последнего времени были внесены в 1975 г..распределяет компетенцию между судами различных систем,определяет юрисдикцию судов общей компетенции соответствующих инстанций, регулирует организацию их деятельности, правила совещания и голосования судей и другие вопросы. УПК 1877 г., подготовленный в значительной мере под влиянием французского УПК 1808 г., предусматривал бесправное положение подозреваемого в ходе дознания, проводимого полицией, но предоставлял обвиняемому некоторые права, в том числе участие защитника на предварительном следствии, проводимом прокуратурой, а также состязательную форму судебного разбирательства с предоставлением значительных дискреционных полномочий председательствующему. В период фашистской диктатуры в Закон о судоустройстве и УПК 1877 г. были внесены изменения, отменявшие большинство процессуальных гарантий для обвиняемого, по существу оправдывавшие произвол судей и учреждавшие специальные суды для расправы над противниками нацистского режима (Верховный народный суд, особые суды низшего уровня и др.). После свержения фашизма по решению Контрольного совета на всей территории оккупационных зон стали действовать Закон о судоустройстве и УПК в редакции 1924 г. С момента образования ФРГ в УПК было внесено значительное число изменений и дополнений, некоторые из которых имели демократическую направленность, в частности Закон о малой реформе уголовного процесса 1964 г.; он расширял права обвиняемого на защиту. Некоторые из этих изменений и дополнений в целях борьбы с террористами и другими опасными преступниками ограничивали процессуальные права обвиняемых. За последние десятилетия было издано несколько редакций УПК 1877 г. - в 1950, 1964,1975 гг. Наконец, в 1987 г. наряду с новой редакцией УК была опубликована и новая, ныне действующая редакция УПК, все еще называющегося УПК 1877 г. Существенные коррективы в текст кодекса внесены Законом о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими проявлениями организованной преступности 1992г. ГПК, принятый одновременно с названными выше Законом о судоустройстве и УПК в 1877 г., подвергался за время своего существования сравнительно небольшим изменениям, связанным главным образом с изданием ГГУ 1896 г. и ГТУ 1897 г. и с реформами в судоустройстве. В 1950г. была опубликована новая редакция ГПК, учитывающая предшествующие изменения. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о судах. Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из председателя суда, председателей сенатов и членов суда. В Верховном федеральном суде имеются также судебные следователи, которые занимаются подготовкой к слушанию некоторых категорий уголовных дел, приговоры по которым обжалованы в этот суд. В состав Верховного федерального суда входят 11 сенатов по гражданским, 5 сенатов по уголовным делам и 7 сенатов для рассмотрения специальных вопросов (по делам картелей, по делам адвокатов. нотариусов и др.). В компетенцию Верховного федерального суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земли, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Верховный федеральный суд может пересмотреть дело и по вновь открывшимся обстоятельствам в случае вынесения как обвинительного, так и оправдательного приговора. С 1969 г. Верховный федеральный суд не слушает уголовные дела по первой инстанции. В компетенцию Верховного федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земли. При этом Верховный федеральный суд принимает жалобы с суммой иска до 40 тыс. марок с разрешения высшего суда земли, а на большую сумму - с разрешения самого Верховного федерального суда. Под кассационным обжалованием (оно называется ревизией) в ФРГ понимается обжалование судебного акта по мотивам нарушения закона или неправильного его применения, но не по мотивам соответствия приговора (решения) фактическим обстоятельствам дела. Кассационные жалобы рассматриваются сенатами Верховного федерального суда в составе 5 членов этого суда во главе с председателем сената (некоторые вопросы могут разрешаться коллегиями из 3 судей либо членами Верховного федерального суда единолично). Сенат может отклонить кассационную жалобу либо признать ее обоснованной, и в этом случае он вправе как поручить нижестоящему суду вновь рассмотреть дело, так и вынести по нему собственный приговор или решение. В Верховном федеральном суде образуются большие сенаты соответственно по гражданским и уголовным делам, которые выносят решения по вопросам, имеющим принципиальное значение для соответствующей отрасли права. В большие сенаты входят председатель Верховного федерального суда (он председательствует в обоих сенатах) и по 8 членов суда, назначенных председателем на 2-летний срок. При необходимости устранить расхождения в позициях сенатов по гражданским и уголовным делам созывается объединенный большой сенат, который состоит из председателя Верховного федерального суда и всех членов больших сенатов. Из всех общих судов только Верховный федеральный суд- общефедеральное учреждение, а все нижестоящие по отношению к нему суды являются судами соответствующей земли. В структуре и компетенции общих судов отдельных земель имеются различия, но не очень существенные. Высшие суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суды первой инстанции. Они образованы во всех землях, входящих в ФРГ, в количестве от 1 до 4. (В Баварии, крупнейшей из них, имеется 3 высших суда земли и Баварский верховный суд в Мюнхене, который наряду с полномочиями одного из высших судов земли осуществляет по некоторым категориям гражданских и уголовных дел функции Верховного федерального суда как кассационной инстанции для баварских судов.) Всего в ФРГ к 1990 г. насчитывалось 18 высших судов земли и один такой суд в Берлине, где он именуется каммергерихтом (судебной палатой). В составе каждого высшего суда земли. возглавляемого его председателем, образуется необходимое число сенатов по гражданским и уголовным делам во главе с их председателями. В качестве суда первой инстанции уголовный сенат в составе 5 профессиональных судей - членов высшего суда земли - рассматривает дела о государственной измене, шпионаже, террористических актах и т.п. либо дела о преступлениях, подсудных нижестоящему суду земли, но признанных особенно значимыми или сложными. В качестве кассационной инстанции сенаты по гражданским делам в составе 3 членов высшего суда земли рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов (некоторые вопросы могут решаться судьями единолично). Уголовные сенаты в составе 3 членов высшего суда земли рассматривают кассационные жалобы на приговоры участковых судей, не подлежащие апелляционному обжалованию, на приговоры, вынесенные судами земли при апелляционном обжаловании, а также на приговоры, вынесенные судами присяжных или большими палатами суда земли, однако лишь в случае, если кассационная жалоба принесена исключительно по мотивам нарушения норм законодательства земли, а не федеральных законов. Суды земли (к 1990 г. на территории ФРГ их было 92) выступают как суды первой и второй инстанции. В составе каждого суда земли, возглавляемого его председателем, образуются палаты по гражданским (в том числе торговым) делам и по уголовным делам. Палаты по гражданским делам заседают в составе 3 профессиональных судей во главе с председателем суда земли или председателем палаты. Дела (и гражданские, и торговые), не представляющие большой сложности, могут рассматриваться единолично. Палаты по торговым делам действуют в составе председательствующего - члена суда земли и равноправных с ним 2 непрофессиональных судей, назначаемых на 3 года из опытных коммерсантов по заключению торгово-промышленных палат. Согласно закону о судоустройстве к торговым относится четко определенный круг дел по спорам, возникающим между участниками торговых сделок, между членами торговых товариществ, споры по векселям,по применению закона о чеках, по защите торговых знаков и т.д. В компетенцию палат по гражданским и торговым делам входит рассмотрение по первой инстанции дел с суммой иска свыше 3 тыс. марок, а также дел об установлении отцовства и некоторых категорий исков, предъявляемых к казне, к судьям и служащим в связи с превышением ими своих служебных полномочий и др. Палаты рассматривают .апелляционные жалобы на решения и определения участковых судов, кроме некоторых категорий дел. жалобы по которым приносятся в высшие суды земли. Жалобы на решения участковых судов по искам на сумму до 500 марок к рассмотрению не принимаются. Уголовные палаты судов земли рассматривают по первой инстанции дела обо всех преступлениях, которые не отнесены к компетенции участковых судов или высших судов земли. В их подсудность входят дела обо всех преступлениях, за которые возможно лишение свободы на срок свыше 3 лет или принудительное помещение в психиатрическую больницу. Дела по первой инстанции рассматривает либо уголовная палата, выступающая в качестве суда присяжных, либо большая уголовная палата. Суд присяжных в ФРГ до 1975 г. состоял из 3 профессиональных судей и 6 шеффенов - так в ФРГ именуют присяжных заседателей, участвующих в разбирательстве дела и совместно с профессиональными судьями принимающих решения по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о назначении меры наказания (кандидаты в шеф-фены для судов земли отбираются по спискам, составленным при участковых судах). Ныне суд присяжных состоит из 3 профессиональных судей и 2 шеффенов. Он созывается при необходимости рассмотрения уголовного дела по обвинению в умышленном убийстве или других преступлениях, связанных с созданием опасности для жизни людей (поджоги, взрывы, попытки захватов самолетов, ограбление и вымогательство при отягчающих обстоятельствах и др.). Большая палата по уголовным делам в составе 3 судей и 2 шеффенов рассматривает основную массу дел о преступных посягательствах, входящих в компетенцию судов земли. В тех судах, в округе которых расположен высший суд земли, образуется палата по делам о государственных преступлениях, главным образом связанных с "угрозой демократическому правовому . государству" и с нарушением запретов на деятельность противозаконных организаций. С 1976 г. во многих судах земли из больших палат по уголовным делам были выделены палаты по экономическим преступлениям, связанным с нарушениями законодательства о недобросовестной конкуренции,финансовой деятельности предприятий, налогах и т.п. Большая палата по уголовным делам рассматривает от имени суда земли апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные судом шеффенов в участковом суде. Для рассмотрения апелляционных жалоб на приговоры, вынесенные участковыми судьями единолично, в составе суда земли образуется малая палата по уголовным делам, которая состоит из председательствующего - члена суда земли и 2 шеффенов. Участковые суды (их число последовательно сокращалось и к 1990 г. составляло 550 в ФРГ и 7 в Западном Берлине) представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких участковых судей (в некоторых участковых судах их свыше 30). Если в участковом суде только один судья, ему назначается постоянный заместитель из числа судей земли. Гражданские дела рассматриваются в участковых судах только единолично судьей. Участковому судье под-судны имущественные споры на сумму до 3 тыс. марок, а также (независимо от суммы иска) споры об аренде жилья и иных помещений, споры между клиентами и владельцами гостиниц, между пассажирами и водителями транспортных средств, туристами и бюро путешествий и т.п. В участковых судах выделяется один или несколько судей, которые специализируются на рассмотрении всего комплекса брачно-семейных дел, в том числе о разводе, выплате содержания на детей и т.п. Уголовные дела в участковом суде могут рассматриваться либо судьей единолично, либо судом шеффенов. Единолично участковый судья слушает дела. возбужденные в порядке частного обвинения, кроме того, о преступных деяниях, относящихся к категории проступков, и, наконец, по предложению прокурора. дела о некоторых преступлениях, по которым не ожидается вынесение более сурового приговора, чем за проступки, т.е. свыше 1 года лишения свободы. Участковый судья с согласия обвиняемого может вынести приговор путем "приказа о наказании", издаваемого без судебного разбирательства, по материалам, представленным прокуратурой или полицией. Однако в этом случае не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы, а "приказ о наказании" приводится в исполнение, если в недельный срок осужденный не потребует его отмены и проведения судебного разбирательства." Суд шеффенов заседает в составе участкового судьи и 2 шеффенов, составляющих единую коллегию. Шеффены привлекаются к исполнению обязанностей по спискам кандидатов,составляемым советом общины из числа проживающих в ней граждан, достигших 30 лет и не имеющих ограничений (судимость, физические или психические недуги, должностные обязанности и др.). Суды шеффенов вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, не отнесенных к исключительной компетенции судов земли или высших судов земли, но при условии, чтобы выносимое ими наказание не превышало 3 лет лишения свободы. Если представленное на рассмотрение суда шеффенов дело отличается большой сложностью или объемом, то по ходатайству прокурора образуется расширенный состав суда - 2 профессиональных судьи и 2 шеффена. Такой же состав суда необходим для разбирательства дела,переданного на новое рассмотрение из вышестоящего суда. В систему общих судов в качестве самостоятельных подразделений включены суды по делам несовершеннолетних. Они слушают дела о правонарушениях, в которых обвиняются лица в возрасте от 14 до 18 лет. а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд по делам несовершеннолетних сочтет, что их поведение носит "подростковый характер". В этих же судах (как и в общих судах) могут рассматриваться дела о нарушениях взрослыми интересов несовершеннолетних либо дела. по которым требуется допросить несовершеннолетних в качестве свидетелей. К числу такого же рода судебных учреждений относятся в судах земли палаты по делам несовершеннолетних (в составе 3 профессиональных судей и 2 шеффенов) и в участковых судах - суд шеффенов по делам несовершеннолетних (в составе про4)ессионального судьи и 2 шеффенов) и судья по делам несовершеннолетних. Шеффенами по таким делам назначаются лица, имеющие опыт работы с молодежью (как правило, одна из них - женщина). Среди специализированных судов, функционирующих в ФРГ наряду с общими, важное место занимают суды по трудовым делам. Они призваны рассматривать споры между наймодателями и индивидуальными работниками по вопросам оплаты труда, предоставления отпусков, увольнения, а также конфликты между профсоюзами и объединениями предпринимателей, в том числе о правомерности забастовки или закрытия предприятия, и другие вопросы. Возглавляет эту систему Федеральный суд по трудовым делам в г. Касселе. который состоит из 5 сенатов. В них коллегиями из 3 профессиональных и 2 "почетных" судей (они представляют соответственно предпринимателей и профсоюзы) рассматриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих судов этой системы. В каждой из земель ФРГ функционирует суд земли по трудовым делам, а в Северном Рейне-Вестфалии учреждены 2 таких суда. В судах земли по трудовым делам образуются коллегии в составе 1 профессионального судьи и 2 либо 4 (в зависимости от категории дела) "почетных судей", представляющих интересы предпринимателей и работников. Суды земли по трудовым делам выступают в качестве апелляционной инстанции, в которую обжалуются решения нижестоящих судов. Суды по трудовым делам - низшая инстанция этой системы - рассматривают по первой инстанции все трудовые конфликты. В них образуются коллегии в таких же составах, как и в судах земли по трудовым делам. В этих судах принимаются меры к разрешению конфликтов по возможности путем компромисса. Система судов по социальным вопросам создана для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным и "вернувшимся на родину", оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи и т.п. Система этих судов возглавляется Федеральным судом, также находящимся в г. Касселе. Он состоит из 12 сенатов, в которых рассматриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих судов. В Федеральном суде по социальным вопросам и в соответствующих судах земли дела рассматриваются в коллегиях из 3 профессиональных и 2 "почетных судей", а в судах низшей инстанции - в коллегиях из 1 профессионального и 2 "почетных судей". Состав "почетных судей" формируется на паритетных началах:по 1 представителю сторон, участвующих в конфликте (от застрахованных работников или безработных и от предпринимателей, от больничных касс и от врачей, обслуживающих больных за счет этих касс, и т.п.). Система финансовых судов создана главным образом для рассмотрения споров, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов. Она включала к 1990 г. Федеральный финансовый суд в Мюнхене и 15 финансовых судов по 1-2 в каждой земле. В Федеральном финансовом суде образовано 8 сенатов, где в коллегиях из 5 профессиональных судей рассматриваются кассационные жалобы на решения финансовых судов исключительно по вопросам права и только если спор идет о суммах, превышающих Ютыс. марок. В финансовых судах, являющихся судами первой инстанции, но по рангу соответствующих высшим судам земли, дела рассматриваются в коллегиях из 3 профессиональных судей и 2 "почетных судей". Система административной юстиции в ФРГ создана для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных судов. Обращение с жалобой в органы административной юстиции, как правило, может последовать лишь после того, как был заявлен протест в орган управления или должностному лицу, на действия которых приносится жалоба, и затем подана, но осталась неудовлетворенной жалоба в вышестоящий для них орган управления. Возглавляет эту систему Федеральный административный суд, находящийся в Берлине. В его структуре имеется 12 сенатов, в основном занятых рассмотрением в составе 5 профессиональных судей кассационных жалоб на решения нижестоящих административных судов. В таком же составе сенаты Федерального административного суда рассматривают в качестве первой и последней инстанции сравнительно небольшое число дел, отнесенных к исключительной компетенции этого суда, - по спорам между землями или между землями и федерацией. по обращениям федерального правительства с требованием признать неконституционной деятельность того или иного объединения лиц, а также по некоторым видам исков против федеральных органов. Высшие административные суды образованы по 1 во всех землях ФРГ, в том числе общий для 2 земель - Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейна. В их компетенцию входит рассмотрение апелляционных, а при некоторых условиях и кассационных жалоб на решения и определения административных судов, а в исключительных случаях - наиболее важных дел по первой инстанции. Дела в высших административных судах рас- сматривают коллегии в составе либо 3 профессиональных судей и 2 "почетных судей", либо (в некоторых землях) в составе только 3 профессиональных судей. Административные суды рассматривают по первой инстанции в составе 3 профессиональных судей и 2 "почетных судей" подавляющую массу дел, отнесенных к компетенции органов административной юстиции. По их постановлению может быть отменен обжалуемый акт органа государственного управления либо восстановлены права граждан или учреждений, нарушенные действиями должностных лиц. Названные 5 высших судебных органов, возглавляющих отдельные системы судов (общую, по трудовым делам и др.). являются самостоятельными и независимыми по отношению друг к другу. В случае противоречий между их позициями по каким-либо существенным правовым вопросам созывается согласно Основному закону Общий сенат высших федеральных судов, который и выносит решение, обязательное для судов всех систем и тем самым обеспечивающее единство судебной практики. В качестве самостоятельных судебных учреждений функционируют также некоторые специализированные суды, в том числе общефедерального уровня. Это, в частности, Федеральный дисциплинарный суд и дисциплинарные суды земель, в которых разбираются жалобы гражданских служащих на действия властей, а также Федеральный патентный суд, заседающий в Мюнхене. Особое место среди высших государственных и судебных учреждений ФРГ занимает учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из 2 сенатов по 8 членов Федерального конституционного суда в каждом. Возглавляет работу всего суда и первого сената председатель Федерального конституционного суда, работу второго сената - вице-председатель. Федеральный конституционный суд разрешает спорные вопросы толкования Конституции, споры по поводу соотношения с Конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель. Полномочия Федерального конституционного суда включают в себя возможность отмены по мотивам противоречия Конституции законов, принятых парламентом ФРГ и властями земель, любых постановлений правительства и иных органов управления и, наконец, по тем же мотивам - решений любых судебных инстанций, в том числе высших федеральных судов. Федеральный конституционный суд вправе признавать неконституционной деятельность различных организаций и объединений граждан. Важная функция этого суда - рассмотрение жалоб общин и отдельных граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав. В большинстве земель, входящих в ФРГ, имеются свои конституционные суды, компетенция которых ограничена толкованием положений конституций земель и рассмотрением жалоб на нарушение закрепленных в них прав. Решения этих судов не подлежат обжалованию. Судьи федеральных судов официально назначаются на свои должности президентом ФРГ, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд - министра юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам - министра труда и т.д.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий министр ФРГ (руководители соответствующих ведомств земель), а также 11 членов комиссии, избранных бундестагом. В комиссиях проводятся выборы, как правило, иа нескольких кандидатур. Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других - министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на судейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией - выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов. В большинстве земель, кроме того, назначение на судейскую должность требует согласования со всеми министрами - членами кабинета. Все судьи назначаются на свои должности пожизненно. Непосредственно Федеральным парламентом ФРГ на срок 12 лет избираются только судьи Федерального конституционного суда: половина из них избирается бундестагом и половина - бундесратом. Судьи могут быть отстранены от должности только по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров либо дисциплинарного суда земли. Дисциплинарное преследование возбуждается министром юстиции ФРГ или одной из земель. Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда - 68 лет). Расследование уголовных преступлений проводится главным образом полицейскими службами/находящимися в подчинении федеральных властей или министра внутренних дел соответствующей земли. Предварительное расследование по сравнительно небольшому числу наиболее сложных уголовных дел проводится прокуратурой с участием полицейских служб. В некоторых случаях, в порядке "судебного расследования", отдельные следственные действия производятся судьями-дознавателями, обязанности которых выполняют обычно участковые судьи. Обвинение предъявляется прокуратурой либо, по частной жалобе, потерпевшим, но судебное разбирательство производится при обязательном участии прокурора. Прокуратура наделена полномочиями в ряде случаев отказаться от передачи дела в суд, в частности, когда обвиняемый или его близкие серьезно пострадали в результате дорожного происшествия. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры принимают участие и в разбирательстве гражданских дел. Органы прокуратуры имеются при общих судах всех уровней. При Верховном 4эедеральном суде эти функции осуществляют Генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему федеральные прокуроры (все они действуют под общим руководством министра юстиции ФРГ). Генеральный федеральный прокурор назначается президентом ФРГ с согласия бундесрата. При высших судах земли, судах земли и участковых судах действуют соответствующие прокуроры, общее руководство которыми, в свою очередь, осуществляет министр юстиции каждой из земель. Полномочия участковых прокуроров (это их официальное название) ограничены - они могут выступать только в участковых судах. Должностные лица прокуратуры обязаны руководствоваться законными указаниями вышестоящих прокуроров. Защиту обвиняемых по уголовным делам, а также интересов сторон по иным категориям дел осуществляют адвокаты. Участие адвоката при рассмотрении уголовных и гражданских дел единоличным судьей в участковом суде необязательно. кроме некоторых определенных законом случаев. Адвокаты обязательно представляют интересы сторон в судах высших инстанций по трудовым делам и могут выступать в судах по социальным вопросам,в финансовых и административных судах. Для допуска к адвокатской деятельности выпускник юридического факультета университета должен в течение 3-4 лет пройти стажировку в судах, у прокуроров и адвокатов,сдать серию экзаменов перед комиссией при высшем суде земли и только после этого получить соответствующее разрешение от ведомства юстиции той земли, при суде которой он собирается практиковать. Каждый адвокат в ФРГ обязан открыть свое бюро при том определенном высшем суде земли или суде земли, в котором он допущен к адвокатской практике. Адвокаты, действующие в округе того или иного высшего суда земли, образуют одну (иногда, если их больше 500, - две) коллегию адвокатов. Особую коллегию образуют адвокаты, допущенные к ведению дел в Верховном федеральном суде (по решению министра юстиции ФРГ после строжайшего отбора специальной комиссией). Все существующие в ФРГ коллегии адвокатов объединены в Федеральную ассоциацию. Эта ассоциация, в частности, принимает меры к оказанию бесплатной или льготной юридической помощи малоимущим. | Решетников Ф.М. \