ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ - издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на упорядочение взаимоотношений людей, органов, организаций в процессе производства, в политической сфере, экологии, семейной жизни и т.д. Обязательное исполнение Ю.а. обеспечивается специальными принудительными средствами, имеющими юридическое значение и находящимися в руках государства (уголовная, административная, гражданско-правовая и другая ответственность). С помощью Ю.а. регулируются общественные отношения. Один из видов Ю.а. - нормативный акт. Это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права - общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение. Нормативные акты составляют иерархическую систему, в которую включаются конституции, иные законы (конституционные и обыкновенные), указы,постановления,ордонансы, регламенты, приказы и т.д. Другой вид Ю.а. - нормативные договоры, т.е. содержащие нормы права соглашения, заключенные между различными субъектами права. К их числу относятся международные договоры, а также договоры между отдельными субъектами федерального государства. В частности, в РФ имеются Федеративный договор, договоры между РФ и ее отдельными субъектами. Заключаются договоры и в трудовом праве. Так, имеют нормативное значение коллективные договоры, регулирующие трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками. Самостоятельным видом Ю.а. являются акты официального толкования законов (например, постановления КС, разъясняющие положения Конституций РФ, постановления Пленума ВС по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел, разъяснения Пленума ВАС по вопросам разрешения хозяйственных споров). Еще один вид Ю.а. - индивидуальные акты, порождающие конкретные права и обязанности органов, организаций и отдельных лиц. Они направлены на реализацию требований юридических норм, конкретизируют их применительно к определенным ситуациям и лицам. Такие акты строго индивидуальны, адресованы поименно определенным субъектам права. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером. Главное место среди индивидуальных Ю.а. занимают принимаемые компетентными органами или должностными лицами акты применения норм права, выражающие конкретные решения государственной власти по руководству обществом и властно устанавливав ющие определенные права и обязанности, назначающие меры юридической ответственности. Это решения органов исполнительной власти по конкретным вопросам (назначение на пост, награждение орденом, назначение пенсии), правоохранительных органов (приговор суда, следственные акты, решение арбитражного суда, наложение штрафа контрольно-надзорным органом), администрации предприятий и учреждений (приказы о приеме на работу, об отпуске, о применении мер дисциплинарного взыскания). В ряде предусмотренных законом случаев акты применения норм права могут издаваться общественными организациями. Кроме того, к числу индивидуальных Ю.а. относятся имеющие правовой характер сделки и соглашения, заключаемые между предприятиями, организациями (договор подряда, аренды), между ними и гражданами (договор купли-продажи), а также между гражданами (договоры дарения, покупки дома). Виды применения Ю.а. многообразны: коллегиальные и единоличные: исполнительные, т.е. организующие испол-' нение положительных юридических предписаний, и правоохранительные, с помощью которых нормы права охраняются от нарушений; однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (назначение пенсии); материальные и процессуальные. По внешней форме выделяются указы, решения, распоряжения, приговоры, приказы и т.д., по предмету регулирования - уголовно-право-вые, административные, гражданско-правовые и т.д. Нормативные акты, а также акты применения норм права находятся между собой в строгой иерархической сопод-чиненности, определяемой местом, которое занимает орган, издающий Ю.а., в общей системе органов. Ю.а. должен издаваться в пределах установленной законом компетенции, быть надлежаще оформленным и основываться на законе и других нормативных актах вышестоящей юридической силы. Нарушение требований, предъявляемых к изданию Ю.а., влечет его недействительность. Обычно Ю.а. оформляется в письменной форме. В отдельных случаях он может быть выражен устно (например, воинский приказ, удаление свидетелей из зала судебного заседания) либо в особой знаковой форме (например, жесты сотрудника ГИБДД). Ю.а. называется также определенная часть фактов юридических, т.е. тех правомерных действий субъектов права, которые совершаются с намерением создать (изменить, прекратить) конкретные правоотношения. Пиголкин А.С.