ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ФЕДЕРАЦИЯ (лат. Foederatio- союз, объединение) - форма политико-территориального и(или)национально-государственного устройства.представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. В мире насчитывается 23 Ф., каждой из которых свойственна своя модель территориальной, национально-территориальной организации, отражающая соотношение целого (Ф.) с ее частями - субъектами Ф. (штатами, республиками, кантонами, землями, провинциями, областями и другими единицами). В отличие от конфедерации - договорного союза независимых государств, которая, по сути, представляет международно-правовое объединение, Ф. - государственно-правовое объединение, единое суверенное государство с развитыми самоорганизацией и самостоятельностью его составных частей, множеством элементов, форм и механизмов саморегулирования (законодательством, системой властных структур и др.). В сравнении с унитарной формой Ф. в определенных исторических условиях рассматривается как: более демократический тип организации и ведения дел. организационно-территориального построения государства и управления им: форма выявления и удовлетворения многообразных интересов, стремлений, потребностей самовыражения, идентификации народов: средство отражения национального бытия, сознания, традиций народов (гражданских, национально-этнияеских, конфессиональных и др.). Основное назначение Ф. - обеспечение сотрудничества субъектов как единого целого, согласования общегосударственных и региональных, национальных и иных интересов населения. Ф. свойственны такие признаки, как: наличие единой территории, состоящей из совокупности территорий ее субъектов, на которые распространяется суверенитет Ф.; наличие гарантий статуса и границ субъектов Ф.; конституционное либо конституционно-договорное разграничение предметов ведения и полномочий между Ф. и ее субъектами; в ряде случаев наличие единого гражданства; учреждение и конституирование общего для всей Ф. механизма государственной власти (парламента, правительства, судов): наличие федеральной правовой системы, обеспечивающей единое правовое пространство, верховенство конституции и приоритет законов Ф.; образование единого экономического и оборонного пространства, создание единой денежной, финансовой, кредитной систем, единых вооруженных сил, установление государственного языка (языков), государственных символов Ф. На уровне территориальных частей Ф. также создаются основные элементы их государственности - законодательная, исполнительная власть, в ряде случаев собственная судебная власть, правовая система и др. Большинство Ф. - крупные и средние государства, среди которых США, Германия, РФ. Канада, Австралия, Австрия, Швейцария, Индия, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика. Эфиопия. Нигерия. По способу возникновения различаются договорные (на основе союза) и конституционные (основанные на автономии) Ф. (Германия, Индия, РСФСР (1918)). В зависимости от значения национального фактора в организации Ф. их классифицируют на территориально-национальные (Индия, Канада, РФ и др.) и чисто территориальные (Германия, Бразилия, Мексика и др.). По структуре и в зависимости от степени равноправия составных частей различают Ф. симметричные - с однопорядковыми субъектами (Австрия, Германия, ОАЕ и др.: юридически таковыми были СССР, СФРЮ, ЧСФР) и асимметричные - с разноста-тусными и различными видами субъектов (РФ, Швейцария). По степени сочетания централизации и децентрализации, учету спецификации различных составных частей Ф. их принято делить на интегративные (централизованные, например Индия) и деволюционные (относительно централизованные - США, Германия, Швейцария и др.). По форме правления подавляющее большинство Ф. - республики. Ф.-монархиями являются Австралия, Канада (номинальный глава государства - английская королева), Бельгия, ОАЕ, Малайзия (13 штатов являются султанатами-монархиями, а 4 возглавляются губернаторами, назначаемыми Верховным главой Малайзии, избираемым Советом султанов.сроком на 5 лет), Статус Ф., их субъектов и составных частей (федеральных территорий, округов, ассоциированных государств) определяется конституцией Ф. Суверенитетом обладает само федеративное государство, субъекты иногда декларируют полный суверенитет, хотя им не обладают. Конституционно-правовой статус Ф. и ее субъектов, характер федеративных отношений во многом предопределяется способами распределения власти - предметов ведения и полномочий - по вертикали. Именно в этом и состоит основное отличие федеративного устройства от унитарного. В науке и конституционной практике существуют несколько способов разграничения предметов ведения и полномочий Ф. и ее субъектов. Суть первого состоит в установлении конституцией исключительных полномочий и предметов ведения Ф., а все остальные ею относятся к ведению субъектов Ф. (США, Австрия. Швейцария). Второй способ- определение полномочий как Ф., так и ее субъектов (Канада, Аргентина, Мексика и др.). При третьем способе перечисляются три сферы полномочий: Ф.. ее субъектов и совместного ведения (ФРГ, Индия). Четвертый способ состоит в установлении перечня предметов ведения и полномочий Ф. и с4)еры совместного ведения Ф. и ее субъектов (РФ. Пакистан, Нигерия. Статья 73 Конституции РФ устанавливает при этом, что вне предметов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти). При этом степень детализации полномочий в разных Ф.неодинакова. Число субъектов Ф. варьируется от 2 в Танзании до 89 в РФ (в США их 50, ФРГ- 16. Мексике-31, Пакистане и Микронезии - 4, Эфиопии - 9 и т.д.). Они называются штатами, землями, провинциями. кантонами, эмиратами, республиками. областями, краями, городами и т.д. По своему правовому положению субъектам ряда Ф. присущи признаки государственности: они имеют свою конституцию (штаты США. Мексики, республики в РФ), которую принимают сами и которая не нуждается в утверждении центральных органов; создают свои парламенты, издают законы, формируют свои правительства, возглавля-. емые губернаторами, президентами, главами республик (в РФ), премьер-министрами, главными министрами; могут иметь собственную судебную систему. вплоть до верховных судов, действующих параллельно с федеральными судами; в некоторых Ф. все ее субъекты или часть из них могут иметь свое гражданство (США, РФ); во многих Ф. субъекты вправе иметь свои символы (герб, флаг, столицу), вступать в экономические и культурные отношения с зарубежными государствами, создавать в этих целях свои представительства, иметь своих представителей во второй палате федерального парламента,которая считается органом выражения интересов субъектов Ф. {1 сенатора от каждого штата в США, по 3 - в Бразилии, от 3 до 6 - в ФРГ, от 1 до 34 - в Индии, 2 - в РФ и т.д.). Исторические судьбы Ф. (старейшими из них являются Швейцария, созданная в 1291 г. и США - 1777 г.), их эволюция, возрастание после второй мировой войны втрое числа федеративных государств - с одной стороны, ликвидация созданных после обретения ими независимости таких Ф., как Индонезия, Ливия. Уганда,распад и реорганизация социалистических Ф. (СССР - в 1991 г., СФРЮ - в 1992 г., ЧСФР - в 1993 г.) - с другой, свидетельствуют об ошибочных в ряде случаев подходах к принципам их построения, переоценке тех или иных характерных черт и начал (например, национального принципа их построения, права на выход из Ф.). В 90-е гг. XX в. идея федеративного строительства вновь стала активно вос-требоваться, о чем свидетельствует провозглашение Ф. Бельгии (1993), Эфиопии (1994). И это закономерно вытекает как из перспективности федерализма, так и из объективной универсальной тенденции мирового общественного развития к интеграции. Исторический опыт, накопленный Ф., в определенной мере используется такими международными образованиями, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств. Лит.: Сравнительное конституционное право/Под ред. В.Е.Чиркина.М. 1996: Конституционное право/Под ред. А.Е.Козлова. М., 1996; Федерация в зарубежных странах.М., 1993. Лучин В.О., Мойсеенко М.Г.