ОГЛАВЛЕНИЕ>>

РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА - в парламентарных республиках, а также в республиках смешанного типа один из основных элементов конституционного механизма осуществления государственной власти, представляю-' щий собой прекращение полномочий депутатского корпуса парламента или одной из его палат до истечения срока, на который были избраны депутаты. Конституционную процедуру Р.п. следует отличать от неконституционного. прекращения деятельности парламента или полномочий его депутатов, которое является государственным переворотом. Право Р.п. (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит. главе государства (хотя используется им, как правило, только по "просьбе" правительства) и является противовесом институту парламентской ответственности правительства. Конституции государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых возможен Р.п. Основные случаи, предусмотренные конституциями многих государств: невозможность оформи:-. рования правительства (Болгария, Польша) или избрания президента республики (Греция); выражение парламентом вотума недоверия правительству (Великобритания, Словакия, Эстония); повторное или иное многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определенного периода времени (РФ, Венгрия); неутверждение программы правительства (Литва); непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета (Польша, Эстония) и др. Предусмотрены и ограничения возможности Р.п. Прежде всего не подлежит роспуску верхняя палата двухпалатного парламента, парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения (РФ, Франция, Италия, Польша), в последние 6 месяцев (или иной срок) полномочий президента государства (РФ, Италия, Литва) или первые 6 месяцев (Литва), первый год (Франция, РФ) полномочий парламента: в ряде стран парламент не может распускаться более определенного количества раз в определенный период (например, не чаще одного раза в год в Румынии). ДодоновВ.Н.