ОГЛАВЛЕНИЕ>>

РЕКЛАМАЦИЯ (лат. reclamatio- возражение, неодобрение) - заявление по поводу выявленных недостатков товара (работ, услуг) или ином нарушении обязательства, содержащее требование об устранении нарушения и (или) уплате соответствующего возмещения. В законодательстве РФ и праве международной торговли термин "Р." практически вытеснен термином "претензия", имеющим сходное значение. Обязательность обращения с Р. (претензией), сроки и порядок ее подачи устанавливаются законом и иными правовыми актами или договором сторон. Законодательство РФ предусматривает необходимость заявления Р. в случаях обнаружения недостатков в полученной вещи или выполненной работе, несохранности перевозимого груза. Правило об обращении с Р. призвано защитить интересы потребителя, поскольку служит быстрейшему устранению недостатков и возмещению потерь. Так, Р. о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке товара должна быть заявлена в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если он не установлен - в разумный срок после того, как нарушение должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (ст. 483 ГК РФ). До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза,обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (см. Договор перевозки грузов). Незаявление Р. не лишает кредитора права предъявить иск к должнику в пределах установленных сроков. Отрицательным последствием незаявления либо несвоевременного заявления Р. является возложение на кредитора обязанности доказывать факт возникновения недостатков в товаре или произведенных работах по причинам, зависевшим от должника. Лишь в отношениях из договора перевозки незаявление претензии или несоблюдение установленного порядка ее подачи ведет к утрате грузоотправителем (грузополучателем) возможности обращения с иском в суд. Законодательством многих стран установлена обязательность заявления Р. по поводу обнаруженной покупателем недоброкачественности или недостачи товара. Для заявления Р. устанавливаются различные сроки, которые определяются как "краткий срок", "разумный срок", "без задержки" и т.п., реальная продолжительность которых формируется деловыми обычаями и судебной практикой либо устанавливается в виде конкретного периода времени. Луганский Б.И.