ОГЛАВЛЕНИЕ>>

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (1748- 1832) - английский философ, занимавшийся вопросами этики, политической экономии, государства, права и пени-тенциарии. Получил юридическое образование, но предпочел деятельность публициста, выступающего по чрезвычайно широкому кругу вопросов. Несмотря на популярность его идей, многие сочинения Б. так и остались неопубликованными. В течение всей своей жизни проявлял поразительную активность: обращался с письмами ко многим государственным деятелям Европы и Америки, составлял законопроекты, в том числе по конституционному, гражданскому и уголовному праву, и предлагал их не только английскому парламенту, но и монархам и законодательным органам других стран. Мечтал стать "кодификатором" и Соединенных Штатов, и России, и Франции, и Испании. В основе его юридических предложений лежали разработанные им общие философские и этические представления. Согласно Б., каждому человеку надлежит заботиться только о самом себе, но это должно в конечном счете принести пользу "наибольшему числу людей". Это была своеобразная философия "утилитаризма" - полезности,основателями которой были Гельвеций и другие французские просветители XVIII в. Б. приспособил ее к потребностям обычного, "разумного" английского буржуа, интересы которого трактовались Б. как общечеловеческие ценности. Б. выступал как критик феодального устройства общества, но вместе с тем был противником теорий "естественного права", идей французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и других демократических концепций. Будучи первоначально сторонником конституционной монархии, со временем стал проповедовать идеи парламентской демократии, всеобщего и равного избирательного права. Важнейшими общественными институтами провозглашал частную собственность и конкуренцию, защите которых должны служить правовые нормы. Вместе с тем Б. был противником какого-либо вмешательства государства в частную жизнь граждан. В области уголовной политики Б. придавал известное значение превенции преступлений, но не посредством серьезных социальных преобразований, а путем филантропии - воспитания сирот, детей преступников и т.п. Б. призывал к проведению "экономной" уголовной репрессии, которая не требовала бы больших расходов со стороны государства. Для этого желательно свести зло, причиняемое преступлениями, к имущественному вреду, которое может быть "излечено" денежным вознаграждением, выплачиваемым либо преступником, либо, если это невозможно, обществом. В целях предупреждения наиболее тяжких преступлений Б. предлагал сохранить такие средневековые наказания, как каторгу и клеймение преступников. Б. предлагал реформировать пенитенциарную политику, с тем чтобы с минимальными расходами добиться "устрашения" и даже "исправления" преступников - для этого он разработал проект "образцовой" тюрьмы - паноптикума, где один стражник мог наблюдать сразу за многими заключенными в камерах, расположенных вокруг его "рабочего места". В целом Б. оказал влияние не столько на развитие законодательства, сколько на общие представления о праве. Вместе с тем принято считать, что такой важнейший документ в истории уголовного законодательства, как Уголовный кодекс Франции 1810г., в известной мере вдохновлялся идеями Б. Со взглядами Б. были хорошо знакомы юристы дореволюционной России, в частности на них ссылался выдающийся реформатор российского законодательства М.М.Сперанский. Соч.:Бентам И.Избр.соч.Т. 1.СП6., 1867. Лит.: Решетников Ф.М. "Классическая" школа и антрополого-социологичес-кое направление. М.,1985. Решетников Ф.М.