ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ - регламентированная уголовно-процессуальным законом де-ятельность органов дознания и предварительного следствия, направленная на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, . причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. П.р. - самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая после возбуждения уголовного дела и предшествующая судебному разбирательству дела.. Определяя исключительное право суда на осуществление правосудия и применение наказания клицам, признанным им виновными в совершении преступления, закон исходит из того, что для обеспечения высокого качества работы суда и вынесения справедливого приговора по большинству уголовных дел в порядке досудебного производства необходимо П.р., в ходе которого органы дознания и предварительного следствия в установленном законом порядке должны выяснить все обстоятельства совершенного преступления (ст. 68 УПК). В этих целях указанные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, т.е. они доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ. При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качества обвиняемого. Лицо после предъявления ему обвинения допрашивается в качестве обвиняемого, и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые обвиняемым в свою защиту, которые либо подтверждаются, либо опровергаются. Признав предварительное расследование оконченным, а собранные доказательства достаточными для рассмотрения дела в суде, следователь (орган дознания)знакомит с материалами дела участников процесса, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору, который решает вопрос о передаче дела в суд для разрешения его по существу. При установлении в процессе предварительного расследования обстоятельств, исключающих производство по делу, органы дознания и предварительного следствия прекращают это дело (ст. 5, 208 УПК). Уголовное дело может быть прекращено также по обстоятельствам, указанным в ст. 6-9 УПК. Таким образом, П.р. заканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или постановления о прекращении дела. Суд не связан выводами органов П.р. и прокурора о доказанности обвинения, его объеме, квалификации преступления (см. Судебное следствие). Из этого следует, что материалы П.р., выводы органов дознания и предварительного следствия по делу, направленному в суд, имеют предварительный характер. Суд осуществляет их окончательную оценку и затем разрешает дело по существу. Процессуальное значение этих выводов заключается в том, что: а) материалы П.р. с итоговым актом - обвинительным заключением служат процессуальным основанием для рассмотрения дела в суде по существу; б) суд не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, т.е. расширить объем обвинения или применить закон о более тяжком преступлении. При такой необходимости суд возвращает уголовное дело на дополнительное расследование. С учетом сказанного можно сформулировать следующие задачи П.р.: а) быстрое и полное раскрытие преступления необходимо для того. чтобы обеспечить неотвратимость наказания за содеянное. Преступление считается раскрытым полно, когда установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу (ст. 68 УПК): событие преступления (время, место, способ,и другие обстоятельства совершения преступления); виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления: обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер ущерба, причиненного преступлением. Большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, в связи с чем их раскрытие требует значительных усилий органов дознания и предварительного следствия; б) изобличение виновных. Органы дознания и предварительного следствия должны собрать достаточно доказательств, на основе которых можно сделать однозначный вывод о наличии события преступления и состава преступления в деянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Кроме того, органы П.р. обязаны предоставить обвиняемого в распоряжение суда, который будет решать вопрос о его виновности или невиновности. С этой целью они в установленном законом порядке применяют к обвиняемому, а в исключительных случаях и к подозреваемому меру пресечения: подписку о невыезде, заключение под стражу и т.п.: в) обеспечение правильного применения закона означает точное и неуклонное исполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона и соответствие ему всех действий и принимаемых решений. Правильное применение закона - гарантия установления истины по делу и соблюдения прав и законных интересов граждан, участвующих в процессе. Существенное нарушение уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия - основание возвращения судом дела для дополнительного расследования. Механизм обеспечения законности включает прокурорский надзор, а также ведомственный контроль, в частности руководителей следственных подразделений (ст. 127(1)УПК), начальника органа дознания за действиями; г) органы дознания и предварительного следствия обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению. Они вносят в соответствующие государственные органы, общественные организации или должностным лицам представления о принятии мер к устранению этих причин и условий (ст. 21, 21(1) УПК); д) в случае причинения преступлением материального ущерба органы дознания и предварительного следствия обязаны принять меры по обеспечению его возмещения (ст. 30 УПК). В числе таких мер могут быть: розыск и изъятие похищенного имущества; арест имущества и вкладов; проведение обыска в целях обнаружения и изъятия имущества, денег и ценностей, нажитых преступным путем, и т.д.; е) всей своей деятельностью органы дознания и предварительного следствия должны способствовать укреплению законности и правопорядка. Эта задача решается путем строгого соблюдения законов в деятельности самих этих органов; разъяснения и обеспечения прав всех участвующих в деле лиц; изобличения виновных и защиты невиновных; выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, внесения представлений в целях устранения нарушений закона: предания гласности обстоятельств совершения преступления (если это не противоречит интересам расследования) в воспитательных целях и в целях формирования соответствующего общественного мнения; привлечения общественности к расследованию преступлений и т.п. Следует отметить, что уже само уголовное расследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступление, проведенные своевременно, на должном уровне и в строгом соответствии с законом, способствуют укреплению законности и правопорядка. : Действующий уголовно-процессу-альный закон предусматривает две формы П.р.: дознание и предварительное следствие. Закон установил единый порядок производства следственных действий для всех органов дознания и предварительного следствия, но разграничил их компетенцию (ст. 126 УПК). Имеются и некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание (ст. 120 УПК). Важно отметить, что органы дознания наделены правом производить не только процессуальные, но и действия оперативно-розыскного характера (ст. 118, 127 УПК). Помимо дознания и предварительного следствия уголовно-процессуальный закон предусматривает протокольную форму досудебной подготовки материалов (ст. 414-419 УПК). Протокольная форма, по нашему мнению, - самостоятельный процессуальный институт, она не может рассматриваться как разновидность дознания или предварительного следствия. П.р. по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК. в форме дознания или предварительного следствия производится лишь в специально предусмотренных законом случаях (ст. 416 УПК). По делам частного обвинения дознание и предварительное следствие проводятся в исключительных случаях. когда это признают необходимым прокурор или суд (ст. 27, 126 УПК). Четко разграничивая подследствен-ность и компетенцию органов дознания и предварительного следствия как самостоятельных и независимых друг от друга органов П.р., закон вместе с тем исходит из необходимости объединения их усилий в борьбе с преступностью путем организации их взаимодействия. В числе форм такого взаимодействия можно назвать: оказание помощи следователю при производстве отдельных следственных действий; выполнение органами дознания отдельных поручений следователя; создание следственно-оперативных групп, в которые включаются следователи и оперативные работники для расследования наиболее сложных и объемных дел; обмен информацией по расследуемым делам; проведение совместных служебных совещаний и т.д. На основе взаимодействия следователей с органами дознания должны решаться вопросы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, других участников процесса, если имеется информация о попытках оказать на них давление или угрозах в их адрес. В соответствии с ФЗ РФ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" следователи, лица, производящие дознание, и прокуроры подлежат государственной защите при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью. Вся деятельность органов дознания и предварительного следствия протекает в строго установленном уголовно-процессуаль-ным законом порядке с обязательным составлением в письменном виде соответствующих процессуальных актов(документов), основные из которых - постановления. протоколы,обвинительное заключение. Сер геев А.И.