Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья из раздела: «Энциклопедия юриста»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву. Зачатки теории П.г. прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая. Так, в знаменитых диалогах Плато-на 'Государство', 'Политик', 'Законы' проводилась мысль о том, что там, где 'закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью', неизбежна 'близкая гибель государства'. 'Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях'. Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной 'свободой в неразбавленном виде', когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие,произвол и насилие.'Только там, - заключал Платон, - где закон - владыка над правителями, а они - его рабы. я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги'. Аналогичные идеи, заложившие основу теории П.г.. развивались в работах Аристотеля - 'величайшего мыслителя древности', как назвал его К. Маркс. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель проводил мысль о том, что 'не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права'. Там, где отсутствует 'власть закона', там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. С идеями передовых мыслителей Древней Греции перекликаются воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона 'О государстве'. 'О законах', 'Об обязанностях', а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи. 'Что такое государство? Чьим достоянием оно является?' - спрашивал Цицерон. И отвечал: достоянием народа, понимаемым не как 'любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом', а как 'соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов'. Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как 'общий правопорядок'. В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость. Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием 'истинного закона', Цицерон рассматривал его как 'разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга приказывая; запрещая, от преступления отпугивает...'. Весьма важным в плане формирования идей, составивших впоследствии основу теории П.г., явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому 'под действие закона должны подпадать все', а не только некоторые 'избранные граждане'. Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы 'кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами', а также выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, 'законосообразности', к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение власти к свободным гражданам и даже рабам. Подобные гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались и в Древней Индии и Китае. Наряду с представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа 'сознание рождается из вещей и умирает тоже в вещах' или 'жизнь - это корень смерти, а смерть - корень жизни', в Китае еще в глубокой древности проводилась мысль о том, что 'в государстве должен царить порядок', основанный на законе. Утверждалось, что государю, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, необходимо быть справедливым, а 'управление страной должно соответствовать спокойствию'. Нельзя силой насаждать порядок в стране. . Очень много было сделано для развития теории П.г. мыслителями XVIII- XX вв. Положения теории П.г. развивались, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен. Философские основы теории П.г.создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Значительное освещение и развитие идея П.г. получила в произведениях современных юристов, политологов, социологов. В прямой, а чаще косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях, ряда западных государств. Чем же отличается П.г. от неправового? Каковы его основные признаки и черты? Отвечая на данные вопросы, следует выделить прежде всего такую особенность П.г.. как верховенство закона. В соответствии с данным признаком или принципом ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом,а в самом прямом своем значении - как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование П.г. в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, непосредственного воздействия закона на общественные отношения. В настоящее время, как свидетельствует практика, положение таково, что закон во многих государствах, формально будучи основным, главенствующим юридическим актом, фактически 'растворяется' в системе других, подзаконных, а точнее - ведомственных актов. Об этом много говорилось и говорится в научной литературе. Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без таких актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них положений. Следовательно, в условиях П.г. речь идет не о том, должны или не должны существовать подзаконные, ведомственные акты, а о том. чтобы они не искажали сути и содержания самих законов. Среди других черт П.г. следует указать на полную гарантированность и незыблемость в условиях его существования прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и власть должна нести ответственность перед гражданами. Важная черта П.г. - реализация принципа разделения влас-тей. Это дает возможность создать и поддерживать в обществе режим демократии, законности и конституционности, предотвращать попытки узурпации власти, сосредоточения ее в одних руках. Наряду с этим в П.г. (один из главных его признаков) должен быть создан механизм полной гарантированное(tm) и всесторонней защищенности прав граждан. последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Кроме названных, есть и другие признаки и черты, характеризующие П.г. и принципиально отличающие его от неправового государства. Если в стране нет реальных - объективных и субъективных - условий для создания. а затем - нормального функционирования П.г.. то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы. Марченко М.Н.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru