ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ОБЫЧНОЕ ПРАВО - совокупность норм неписаного права, обязательных для исполнения наряду с законом и находящихся под такой же правовой защитой со стороны власти, как и нормы закона (писаного права). Исторически О.п. складывалось в процессе долгого и однообразного соблюдения определенных норм и правил, которые олицетворяли собой преобладающие в обществе правовые воззрения. Именно регулярность превращала неписаные нормы поведения в реально действующее право, которое регулировало широкий круг отношений - семейных (формы брака, систему воспитания), имущественных (например, формы сделок), административных и др. С этой точки зрения О.п. как систему обязательных действий и юридических воззрений народа следует отличать от простых традиций и обычаев, сохранившихся, например, в виде обрядов. Таким образом, О.п. - это фор-' ма естественного права, возникшего в силу объективной необходимости. На ранних этапах развития общества любое право зарождалось именно в форме О.п., притом неписаного. Хранителями его являлись старейшины социальных групп, наиболее уважаемые люди. По мере развития общества О.п. постепенно превращается в право законное. Однако по мере усложнения общественных отношений все более проявляются такие недостатки О.п., как его несистемность, ограниченность действия, локальность, частный характер, недостаточность. Самостоятельной формой права О.п. было признано лишь в XIX в., когда оно вошло, например, в правовую систему Германии как выражение юридической свободы народа. Тогда же началось и его научное исследование, прежде всего -в рамках исторической школы права. Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм О.п. различными школами юриспруденции рассматривался по-разному. Последователи исторической школы права (Савиньи, Пухта), провозглашая О.п. первым источником правовой системы любого государства, видели в нем наиболее чистое выражение народного правосознания. Они полагали, что О.п. является вполне самостоятельной и к тому же постоянной формой права на всех ступенях развития общества. В связи с этим главную задачу законодательной власти сторонники исторической школы права видели в приведении в порядок и систематизации уже сложившихся в народе правовых норм. О.п. - главный источник сведений о юридических отношениях в обществах, не имевших писаного права. Однако изучение системы О.п. имеет свои особенности. В отличие от других разновидностей права О.п. существует только в психике его субъектов, поскольку оно не является материальным. Поэтому О.п. не может быть познано без соответствующего изучения психологии и сознания человека. В настоящее время в ряде правовых систем О.п. занимает место закона в тех случаях, когда законодательство не в состоянии охватить всю сферу регулируемых им отношений. В странах, имеющих хорошо кодифицированную систему законодательства, О.п. может иметь силу, но только в границах, установленных самим законом. До недавнего времени обычаи оставались важнейшей формой права в межгосударственных отношениях, Лит.: Лукич Р. Методология права. М., 1981; Историческое и логическое в познании государства и права/Под ред. А.И. Королева. Л., 1988. Жуковская Н.Ю.