ОГЛАВЛЕНИЕ>>

МАРКС (Marx) Карл Генрих (1818-1883) - основоположник теории научного коммунизма, диалектического и исторического материализма; мыслитель и революционер. Родился в семье адвоката. Учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. В молодости находился под влиянием младогегельянства. Переход М. на позиции материалистической диалектики как основы теории коммунизма нашел выражение в работах 1844 г. "К еврейскому вопросу", "К критике политической экономии. Введение". В том же году М. завязывает дружбу и тесное сотрудничество с Ф. Энгельсом.М. является основателем Союза коммунистов (1847), программой которого стал разработанный им "Манифест коммунистической партии". Подводя итоги революции 1848 г., он впервые поставил вопрос о "диктатуре пролетариата" и необходимости обобществления средств производства. М. - организатор и вождь I Интернационала (1864- 1876). В 1867 г. вышел первый том "Капитала" - основного труда М., в котором всесторонне исследуется капиталистический способ производства и его исторические пределы. Взгляды М. на государство и право - это, с одной стороны, теоретическое обобщение экономических, политических и духовных реалий середины XIX в., обоснование революционной борьбы пролетариата, а с другой - протест против трактовки государства и права как неких надклассовых институтов, воплотивших в себе идею "всеобщей свободы". Основное внимание М. уделял экономической обусловленности и классовой сущности государства и права, анализу их типов, форм, функций, исторических судеб. М. отмечал, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы между угнетателями и угнетенными, занимающими антагонистические позиции в системе общественного производства. В процессе производства люди вступают в отношения, которые не зависят от их воли, но обусловлены определенным уровнем материального развития общества, - производственные отношения. Они образуют в совокупности экономический базис данного общества, который в свою очередь формирует определенные формы общественного сознания. Общественное бытие, таким образом, определяет общественное сознание, т.е. характер социальных, политических и духовных процессов в обществе. Когда же уровень развития материальных производительных сил общества приходит в противоречие с существующими производственными отношениями (опережает их), создаются объективные условия для совершения социальных революций, которые изменяют экономический базис общества и соответствующую ему надстройку. В тезисной форме учение М. о государстве и праве выглядит следующим образом: а) государство и право возникают одновременно в результате общественного разделения труда, обособления семьи, формирования классов и их противостояния: б)государство и право - классовые по своей сущности явления и поэтому могут быть реализованы только в классовом обществе; в) их развитие обусловливается в конечном счете экономическим правом (правом собственности), однако как элементы надстройки государство и право обладают относительной самостоятельностью и в свою очередь воздействуют на экономическую структуру общества: г) государство и право - орудия классового господства, которые осуществляют и поддерживают всю систему этого господства; д) государство творит право, право реализуется через государство - друг без друга они существовать не могут: е) со сменой типов классового общества изменяется также тип государства и права; ж) с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают - такова их конечная историческая перспектива. На основании теории классовой борьбы и обусловленной ею исторической закономерности, в соответствии с которой одни социально-экономические формации сменяются другими - более прогрессивными, М. выделял следующие этапы развития общества: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. За рамки этих формаций выходят общества "азиатского способа производства", возникновение государства в которых не связано непосредственно с образованием классов. К этому типу государств М. и Энгельс относили, в частности, Древний Египет, Древнюю Индию с ее "системой сельских общин". Буржуазные производственные отношения. по теории М., - последняя антагонистическая форма общественного производства, поскольку в их недрах развиваются материальные условия для разрешения этих антагонизмов. Материалистическое понимание истории, таким образом, начинается с утверждения о том, что основой любого социального строя являются производство и обмен продуктами. Распределение продуктов и разделение общества на классы определяются характером производства, т.е. тем, что произведено, как и кем произведено и как происходит обмен произведенным продуктом. Именно поэтому, по утверждению М.. причины социальных изменений и политических-революций следует искать не в головах людей (философия), а в способе производства и обмена (экономика). Право в этой схеме большой роли не играет, поскольку оно, в понимании М., есть лишь совокупность норм, выражающих волю и интересы господствующего класса. Связь права и государства, по М., это связь классовых по своей сущности явлений, а законность - одна из производных этой связи. Отмечая ее объективный характер, М. указывал, что, как бы господствующие классы и их государство ни попирали ими же установленные правовые нормы, они не могут их не исполнять вообще. Постоянно нарушая законы, государство не только потеряло бы свой авторитет, но и не смогло бы осуществлять свои основные функции. Соч.'. К критике политической экономии. Введение (1844); Святое семейство; Манифест коммунистической партии (1848); Капитал. Т. I-HI (с 1867 г.) и др. Лит.: Маркс К. Капитал. Т. I; Маркс К..Энгельс Ф. Святое семейство; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.; М а м у т Л.С. Карл Маркс как теоретик государства. М.. 1979: Л а п ае в а В.В. Вопросы права в "Капитале" Маркса//Вестник МГУ. Право. Сер. 12, 1973, №5. Жуковская Н.Ю.