ОГЛАВЛЕНИЕ>>

КОНСУЛ (лат. consul) - один из основных субъектов консульского права, должностное лицо одного государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого (иностранного) государства с определенно выраженного согласия последнего для: защиты интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан; содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами; наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Институт К. сложился в процессе весьма продолжительного исторического развития межгосударственных отношений, которые порождались международной торговлей, мореплаванием,другими видами межнациональных контактов и связанной с этим миграцией населения. Так, уже в Древних Афинах и других городах-государствах (политиях) Эллады существовал институт проксении, когда полноправный гражданин добровольно принимал на себя миссию представительства интересов иностранцев в судебных и иных властных инстанциях своего государства; аналогичными в Древнем Риме были институты хоспици-ума (гостеприимства) и патроната (покровительства). Однако вид, близкий к современному, институт К. стал принимать в период, когда развернулась колониальная экспансия развитых европейских держав в странах Азии. Америки, Африки, Дальнего Востока (XVI- XVII вв.). В это время функция защиты интересов иностранцев возлагалась на лиц, избиравшихся купеческими общинами, объединениями мореплавателей и т.д. из числа соотечественников (реже - местных граждан), прочно укоренившихся в этой стране и обладавших достаточными материальными возможностями, знанием местных условий и авторитетом. Еще позднее (XVIII- XIX вв.) К. становятся штатными должностными лицами представляемого ими (аккредитующего их) государства. Особым статусом обладали К. европейских государств в полуколониальных странах, включавшим полную экстерриториальность и административно-судебные полномочия в отношении своих сограждан. Первый русский К. был назначен в Амстердам в 1707 г. В настоящее время правовую основу деятельности К. образуют положения двух- и многосторонних международных договоров, а также применимые к этой сфере внутригосударственные законы и подзаконные нормативные акты (см. Консульское право). Порядок установления консульских связей и создания консульских учреждений определяется в основном на базе специально заключаемых на этот счет двусторонних соглашений, хотя в некоторых случаях договоренность об этом может быть достигнута при установлении дипломатических отношений между соответствующими государствами. Особый характер миссии К., отличающейся от миссии дипломатического представительства, не исключает возможности назначения этого должностного лица и в страну, с которой дипломатические отношения еще не установлены. Назначение К. на пост главы консульского представительства, которые по своему классу подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства, производится ведомством иностранных дел, чему предшествует согласование кандидатуры будущего К. аккредитующим государством с государством его пребывания, осуществляемое по дипломатическим каналам. По согласовании предложенной кандидатуры ведомству иностранных дел государства пребывания направляется консульский патент или подобный ему документ, в котором называются полное имя и фамилия К., его гражданство, служебное звание (ранг), занимаемая должность (генеральный К., К., вице-К. и консульский агент), консульский округ и местонахождение консульства. Консульский патент может выдаваться главой государства, главой правительства направляющей страны или министром иностранных дел. В свою очередь государство пребывания выдает вновь назначенному К. особое разрешение на реализацию консульских функций, именуемое экзекватурой, либо временное согласие на этот счет. Отказ в выдаче экзекватуры не требует объяснения мотивов со стороны принимающего государства. Моментом вступления К. в должность считается дата выдачи ему консульской экзекватуры либо дата прибытия в страну пребывания. В зависимости от этого, а также с учетом служебного звания К. определяется его положение (старшинство) в иерархии членов консульского корпуса. Изменить местонахождение консульства, его класс, консульский округ, а также ранг самого К. можно, только возобновив процедуру представления консульского патента. Наоборот, временное возложение функций К. на должностное лицо этого же или другого консульского или дипломатического представительства в этом государстве (что может иметь место, например, в случае временного убытия К.) осуществляется по упрощенной процедуре, которая, тем не менее, предусматривает извещение ведомства иностранных дел государства пребывания К. Государство пребывания может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить ак-кредитующее (представляемое) государство о том,что экзекватура,данная главе консульского учреждения, взята обратно или что К. объявляется нежелательным лицом (персоной нон грата). В этом случае представляемое государство должно незамедлительно отозвать К., так как, если в течение разумного срока этого сделано не будет, государство пребывания имеет право отказаться признавать его в качестве должностного лица и, более того, подвергнуть его процедуре дисмисла, т.е. объявить частным лицом. Помимо отзыва и аннулирования экзекватуры окончание миссии К. возможно в случаях истечения срока консульского патента, закрытия консульского учреждения в данном консульском округе, прекращения консульских отношений между двумя государствами, возникновения между ними войны, смерти К., выхода территории, где расположен данный консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания. Функции К., близкие по своему содержанию функциям дипломатических агентов и дипломатических представительств, дополняются обширным перечнем собственно консульских функций в их традиционном понимании. Таковыми являются: а) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства, виз или соответствующих им документов лицам, желающим направиться в его пределы; б) оказание помощи и содействия соотечественникам и юридическим лицам той же национальности; в) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера; г) охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае возникновения правопреемства по причине смерти на территории государства пребывания; д) охрана интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства; е) представительство или обеспечение такового в отношении соотечественников в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получить распоряжения о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если сами граждане этого сделать не могут; ж) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства; з) выполнение других функций,предусмотренных Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., а также возложенных на К. и консульское учреждение представляемым государством,если эти последние допускаются принимающим государством. При выполнении своих функций К. должен действовать в рамках законов и правил принимающего государства. Указанный перечень может быть дополнен национальным законодательством, в частности, в РФ К. наделен также следующими правомочиями: вести учет (в том числе воинский) постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе соотечественников; продлевать, погашать или аннулировать паспорта граждан РФ и визы на въезд, выезд и транзитный проезд через еетерриторию, принимать заявления по вопросам гражданства РФ; производить консульскую легализацию. Международное право допускает возможность при особых обстоятельствах и при условии соблюдения соответствующих процедур исполнения К. консульских функций как за пределами своего консульского округа, так и в третьем государстве либо от его имени в государстве своего пребывания. Консульские функции осуществляются К. на платной основе(см. Консульские сборы). Для обеспечения эффективности миссии К. и возглавляемого им консульского учреждения, облегчения их работы международное право и применимое национальное законодательство наделяет их преимуществами, привилегиями и иммунитетами. Принимающее государство должно проявлять к К. и всему персоналу консульского представительства должное уважение, создавая нормальные условия для работы, а также принимать все необходимые меры по предупреждению посягательств на личность, свободу и достоинство консульских должностных лиц (см. также Консульские привилегии, Консульский иммунитет). Волосов М.Е..