ОГЛАВЛЕНИЕ>>

СКОВОРОДА

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—94)—украинский просветитель, философ-идеалист и поэт. Сын малоземельного казака Левобережной Украины. Образование получил в Киево-Могилян-ской академии (1738—41; 1744—50). В 1741—44 состоял в придворной капелле в Петербурге, три года (1750—53) путешествовал по Венгрии, Австрии и Швейцарии в составе рус. военной миссии. Продолжительное время преподавал этику в Харьковском коллегиуме. В этот период создал пособие для молодых людей — “Начальная дверь ко христианскому добронравию”, а также ряд философских работ, в т. ч. “Нар-кисс. Разглагол о том: узнай себя”, “Алфавит, или букварь мира”, “Диалог, или разглагол о древнем мире” и др. Во 2-й половине 60-х гг., отказавшись от духовной карьеры, С. становится странствующим проповедником, работает над переводами соч. Плутарха и Цицерона. В 70—90 гг. написал цикл философско-этических произв.: “Убогий Жайворо-нок”, “Благодарный Еродий” и др. Труды С. при его жизни не издавались, но имели широкое хождение в рукописных списках. Философские взгляды С. изложены в форме диалогов, в притчах, баснях, стихах и отличаются практической жизнесмысловой ориентацией. Такая направленность философии С. нашла выражение и в его учении о “трех мирах”: “мире великом” (макрокосм), “мире малом” (человек) и мире символическом (“мир Библии”). Гл. звеном этой триады является человек как венец творения, истинный субъект и цель философствования. Этим объясняется и акцентирование внимания С. на проблемах добра и зла, счастья, смысла жизни и т. п. Он создал своеобразную нравственно-антропологическую философию жизни, подчеркивающую приоритет духовно-нравственного начала в человеке и об-ве, пронизанную общечеловеческими ценностями, идеями любви, милосердия, сострадания и др. С. клеймил позором мир “благородных дармоедов”, осуждал безумную погоню “знатных” за “престолами”, золотом, чинами, был противником крепостного .права. Его мировоззрение, хотя и развивалось гл. обр. в русле православия, содержало в себе значительный светский элемент, тенденцию к обмирщению (секуляризации) философского знания. В лице. С. русская философия осуществила продуктивный синтез идей античности, религиозного гуманизма и Реформации. Он способствовал проникновению в Россию философии нового времени.