ОГЛАВЛЕНИЕ>>

РОЗАНОВ

РОЗАНОВ Василии Васильевич (1856—1919)—рус. религиозный философ, писатель, публицист. Окончил Московский ун-т. Последователь Н. Н. Страхова и Леонтьева. предложил свое понимание рус. идеи (“Среди художников”, 1914). Обосновал принцип т. наз. альтернативного мышления как сочетания различных, в т. ч. противоположных, т. зр. Первое философское соч. Р. “О понимании” (1886) направлено против позитивизма и представляет собой опыт исследования науки как цельного знания. Осн. положения этой книги не были восприняты современниками, что стимулировало обращение Р. к публицистике Свои философские идеи, во многом предваряющие экзистенциализм, он излагал в форме афоризмов и отдельных записей (“Уединенное”, 1912; “Опавшие листья” 1913, 1915). Один из учредителей Религиозно-философских собраний (1901—1903), преобразованных в 1907 в Петербургское религиозно-философское об-во, Р. является ярким выразителем философии и эстетики т. наз. рус. Апокалипсиса (предчувствия грядущих катаклизмов). Краеугольным камнем миросозерцания Р. был семейный вопрос. В семье он видел гл. ячейку об-ва (“Семейный вопрос в России”, 1903). Дайте мне только любящую семью, провозглашал Р., и я из этой ячейки построю вам вечное социальное здание. Свои религиозно-философские идеи Р. развил в книгах:“Религия и культура” (1899), “Природа и история” (1900), “В мире неясного и нерешенного” (1901), “Около церковных стен” (1906), “Люди лунного света. Метафизика христианства” (1911), “Темный лик. Метафизика христианства” (1911). В центре его размышлений — отношения человека и Христа. В программной работе “О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира” (1908), рассматривая христианство, утверждает, что Христос есть дух небытия, а христианство — религия смерти, признающая одно лишь прекрасным — страдание, печаль и сладость смерти. В поздний период (1917—18) Р. сосредоточился на теме “Россия и революция”; революцию он рассматривал как попытку поправить старый грех самодержавия с помощью нового греха, прежде всего — террора. 1917 означал для Р. крах культуры России (“Апокалипсис нашего времени” (1917— 1918).