ОГЛАВЛЕНИЕ>>

РАДИЩЕВ

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) —рус. писатель, родоначальник революционной мысли в России, материалист. На формирование взглядов Р. существенное влияние оказали политические и социологические идеи Руссо, Гельвеция, Мабли, Дидро, Г. Рейналя, Т. Пейна. В примечании к своему переводу книги Мабли “Размышления о греческой истории” (1773) Р. осуждал самодержавие как “наипротивнейшее человеческому естеству состояние”. В “Письме к другу, жительствующему в Тобольске” (1782) Р. утверждал, что цари никогда не поступались и не поступятся своей властью ради “вольности” народа. Ода Р. “Вольность” (1783) прославляла “великий пример” англ. и амер. революции — казнь Кромвелем короля и вооруженную борьбу амер. колонистов за свободу. В соч. “Житие Ф. В. Ушакова” (1789) Р. объявлял залогом освобождения “страждущего общества” восстание доведенного до “крайности” народа и проклинал тех, кто пытается “снять покров с очей власти”, т. е. облегчить участь народа путем обращения к монархам. Разработанная в этих произв. концепция получила всестороннее обоснование на материале рус. жизни в гл. соч. Р.— “Путешествии из Петербурга в Москву” (1790). Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях либерального рефор-маторства и выдвинута задача революционного просвещения народа как условия грядущей народной революции. В основе политических идей Р.— обобщение важнейших событий 17—18 вв.:победоносных буржуазных революций Запада и краха политики “просвещенного абсолютизма” Екатерины II, показавшего (особенно наглядно после событий крестьянской войны 1773—75) бесплодность надежд на “верхи”. За издание “Путешествия” Р. был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Р. написал философский трактат “О человеке, его смертности и бессмертии” (1792), где, рассматривая вопрос о т. наз. бессмертии души, столкнул две диаметрально противоположные системы взглядов: фр. и англ. материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеций, Пристли) и нем. идеалистов 17—18 вв. (Лейбниц, Гердер, М. Мендельсон). Характеризуя доводы первых как основанные на опыте и доказательстве, а утверждения вторых — как умозрительные, смежные “воображению”, Р. вместе с тем пытался применить в материалистической системе доказательств смертности души диалектические идеи, в частности идею Лейбница о том, что “настоящее чревато будущим”. Он показывал, что в земной жизни человека нет ничего, свидетельствующего о возможности существования души после его смерти. Однако с позиций метафизического материализма Р. все же не смог переосмыслить факт активности человеческого познания, на к-ром спекулировали представители нем. идеализма. В конце жизни Р. пережил разочарование в результатах фр. революции. Разделяя идею круговорота “вольности” и “рабства”, Р. истолковал якобинскую диктатуру как новый (после Кромвеля) пример вырождения свободы в самовластие. Эволюция взглядов Р. отразила характерный для последнего поколения просветителей и вождей фр. революции (Рейналь, Пейн, Кондорсе, К. Демулен и др.) стремительный взлет буржуазно-демократического радикализма и его последующий спад, связанный с углублением классовых противоречий в ходе революции.