ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ_ШКОЛА_В_СОЦИОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ_ШКОЛА_В_СОЦИОЛОГИИ — субъективно-идеалистические концепции об-ва, возникшие в конце 19 в. Представители П. ш. искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов). Основоположником П. ш. был амер. социолог Л. Уорд (1841—1913). Качественную специфику об-ва Уорд видел в психологичности социальных явлений. Др. крупным представителем П. ш. был фр. социолог Г. Тард (1843—1904), считавший осн. законами социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). К П. ш. в с. примыкает и нем. социолог Зиммель с его пониманием социологии как “психологической микроскопии” взаимоотношений между индивидами. Начало 20 в. знаменуется разложением П. ш., отказом от откровенного, прямолинейного психологизма. Психологические теории об-ва видоизменяются, испытав на себе сильное влияние “социологизма” Дюрк-гейма, “институционализма” М. Вебера. Совр. психологизм не является особой школой, а представляет собой своеобразный методологический принцип, лежащий в основе почти всей западной социологии. Психологизация общественных явлений в настоящее время в наибольшей степени определяется концепциями социальной психологии (Э. Богардус, Л. Бернард и др.). Широкое распространение получили также фрейдизм и неофрейдизм. Психологизм можно рассматривать как своего рода социальный реформизм, т. к. в основе его лежит ненаучное стремление с помощью психологических средств усовершенствовать существующее об-во.