ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ОККАМ

ОККАМ Уильям (ок. 1285—1349) — англ. философ, логик, представитель поздней оппозиционной схоластики, монах-францисканец. Учился и преподавал в Оксфордском ун-те; философские взгляды О. сложились под влиянием Оксфордской школы, Бэкона Роджера, Дунса Скота Иоанна. Благодаря искусному владению диалектикой получил почетное имя “doctor invineibilis” (непобедимый учитель). Развивая .теорию двойственной истины, довел до конца идею отделения знания от веры: при помощи мышления невозможно ни познать бога, ни дать неопровержимые доказательства его бытия; вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость ее догматов; теология фактически не нужна, а философия и науки должны быть свободны от влияния религии. О.— наиболее решительный представитель средневекового номинализма. В отличие от номинализма Росцелина и Абеляра, в основе к-рого лежал аристотелизм (в истолковании Порфирия и Боэция), решение проблемы универсалий в философии О. было связано с эмпирической тенденцией в объяснении естественнонаучного знания. Реально существуют только единичные вещи; общие понятия (универсалии) — это знаки, термины, имена, обозначающие группы объективно сходных между собой вещей и существующие только в уме. Оккамовскую версию номинализма называют терминизмом. В борьбе против реализма средневекового мыслитель выдвинул принцип, получивший название “бритвы Ок-кама”: “Сущности не следует умножать без необходимости”, к-рый явился лозунгом борьбы против засилья в науке различных “скрытых качеств”, “форм” и др. метафизических “причин”. Гносеология О. включает учение о двух видах познания: первичное — интуитивное (опытное), состоящее из внешнего восприятия и интроспекции, и вторичное — абстрактное (знание об общем). Номинализм О. имел двойственный характер, с одной стороны, он был связан с эмпиризмом и сенсуализмом, а с др. стороны, утверждение знакового характера понятий и акцент на интроспекцию вели к субъективации познания. В области политической философии О. выступал за независимость светской власти от духовной, поддерживал принцип “евангелической бедности”, предвосхитил мн. идеи Реформации.