ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ОГАРЕВ

ОГАРЕВ Николаи Платонович (1813—77)—рус. философ-материалист, революционный демократ, поэт, теоретик утопического социализма, ближайший идейный соратник Герцена. Идейные убеждения юного О. формировались под воздействием Ф. Шиллера, Руссо и восстания декабристов. Эти три влияния обусловили, по его признанию, зародыш “будущего реализма”. Первые философские публикации О. (переводы Шлегеля, Кузена, Шеллинга) относятся к студенческим годам. Во время обучения в Московском ун-те вместе с Герценом создал кружок политического направления, увлекался сенсимонизмом, в т. ч. идеей “новой религии”. После ареста (1834)—тюремное заключение и ссылка (1835—39). В этот период О. усиленно изучает философию, особенно Гегеля, конструирует идеалистическую систему, в центре к-рой — “примирение противоположностей” материализма и спиритуализма. Через преодоление идеалистического пантеизма, критику Гегеля и Шеллинга, под влиянием передовой рус. мысли, особенно Герцена (ставшего материалистом раньше О.), в результате знакомства с трудами Фейербаха совершается переход его к материализму и атеизму (1839—46). О. приходит к выводу о первостепенном значении естествознания, “науки живого мира” для выработки правильного мировоззрения. В 1846—56 формируется его атеистическая концепция, включающая анализ социальных корней религии, основанной на “рабском страхе”, критику реакционной социальной роли церкви, указание на несовместимость науки и религии. С 1856 — в эмиграции, совместно с Герценом занимается революционно-издательской деятельностью (“Полярная звезда”, “Колокол” и др. издания), разработкой теории общинного социализма. Активный член революционной организации “Земля и воля”. Одним из первых в России обратился к критике и материалистическому истолкованию позитивизма, использовал для обоснования материального единства мира математический метод. В философии истории О. содержится материалистическая тенденция — признание важной роли экономического фактора в историческом процессе. Экономические отношения, отмечал он, влияют на весь строй жизни человека, на искусство, религию, философию. О. разрабатывал материалистическую эстетику, преодолев сильное влияние романтизма, приверженцем к-рого был в молодости; подчеркивал познавательное значение искусства, определяя его как “воспроизведение действительности в подражании”. Прах О. в 1966 был перенесен из Англии на родину. Соч.: “Русские вопросы” (1856—58), “Расчистка некоторых вопросов” (1862—64), “Частные письма об общем вопросе” (1866—67) и др.