Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ

Статья из раздела: «Философский словарь»

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ (или лево-гегельянцы) — радикальное крыло гегелевской философской школы. Их интерпретация философии Гегеля и критика христианства явились специфической для тогдашних нем. условий формой пробуждения буржуазно-демократического мышления и политического интереса вообще. Оформлению левого крыла гегельянства способствовала книга Д. Штрауса “Жизнь Иисуса” (1835), где были критически проанализированы евангельские догматы. Штраус рассматривал Христа как обычную историческую личность, сверхъестественность к-рой является продуктом мифа. Следующий шаг на пути Критики религии как ложной формы сознания был сделан Б. Бауэром, рассматривавшим евангельские догмы как заведомые фикции, а личность Иисуса — как вымысел. Теории М. интересны как первая попытка — на модели религии — проанализировать общественное сознание в качестве социальной структуры (идеологии). В центре их внимания оказался вопрос о том, как возникают и получают принудительную силу ложные представления об об-ве. Штраус объяснял этот факт традиционной устойчивостью мифологических воззрений; Бауэр видел источник данного явления в “отчуждении” продуктов индивидуального “самосознания”, в том, что продукты человеческой головы начинают рассматриваться как независимые от нее абстракции. Критический анализ идеалистического учения М. выявил ограниченность их анализа общественного сознания и указал на необходимость исследования материальных общественных отношений, выведения из них духовной жизни об-ва. Эту задачу до известной степени почувствовал уже Фейербах; ее осуществили Маркс и Энгельс, участвовавшие в начале 40-х гг. 19 в. в младогегельянском движении, но пришедшие к кардинально новому пониманию общественного развития — историческому материализму. Несостоятельность младогегельянства как буржуазного радикализма наиболее ясно выступила в принижении роли народных масс в истории. Народ М. рассматривали как “врага духа” и прогресса, а движущей силой истории считали “критически мыслящую личность”. М. была чужда мысль о борьбе классов, об объективных законах общественного развития, о роли экономических отношений в жизни об-ва. Специфичным для М. была революционная фразеология, представлявшая лишь либеральные угрозы по адресу господствовавших классов, тормозивших буржуазное развитие Германии. Критика идей М. дана Марксом и Энгельсом в работах “Святое семейство” и “Немецкая идеология”.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru