ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ИНФОРМАЦИЯ

ИНФОРМАЦИЯ — в широком смысле — результат отражения одного объекта в другом, используемый в конечном счете для формирования управляющих воздействий. Для понимания существа И. особенно важным является раскрытие трех осн. ее аспектов: синтаксического, семантического и прагматического. Синтаксическая сторона И. характеризует внутренние особенности используемого в управлении “слепка” объекта, его структуру, сложность, организованность. С т. зр. семантики И. должна обладать определенным смыслом, т. е. быть соотнесенной с отражаемым объектом, быть в нек-рых пределах его “заместителем”. Прагматический аспект И. характеризует ее способность влиять на процессы управления, т. е. ценность, полезность. Первоначально И. понималась как сведения, знание, но с середины 20 в. стала рассматриваться обобщенно, в отвлечении от конкретной физической природы рассматриваемых систем. Непосредственными предпосылками для такой эволюции явились становление кибернетики (Винер), зафиксировавшей существенную общность информационных процессов в различных объектах, и создание теории И. (К. Шеннон), разработавшей количественный подход к оценке сложности передаваемых информационных структур. Развитие обобщенных представлений об И. имело мировоззренческие следствия. Картина Вселенной, основанная на физикалистском, масс-энергетическом видении мира, была дополнена третьим фундаментальным параметром — организованностью объектов. Детерминизм дополнился идеей информационного причинения, понятием энергетически маломощного взаимодействия объектов, обеспечивающего обмен И. В картине мира, учитывающей такое причинение, внимание оказалось перенесенным с “коня” на “всадника”. Подобный вариант детерминации предоставляет управляющей системе возможность “опережающе отражать” (П. К. Анохин) действительность, т. е. реагировать даже на не развившиеся, но значимые новые явления. Успехи в изучении И.и разработке совр. техники передачи, хранения и переработки И. привели к появлению информационных интерпретаций процессов мышления. В последние годы особое значение приобрело изучение вопросов функционирования И. в социальных системах. Прежде всего в связи с важностью этих процессов и обострением противоречия между производством огромного количества И. (“информационным взрывом”) и трудностью доступа ко всей этой И. потребителей (“информационным голодом”). Осн. техническим средством разрешения данного противоречия являются создание вычислительных центров коллективного пользования, интегрированных банков данных, разработка систем “искусственного интеллекта”, сетей обработки и передачи И., широкое внедрение персональных компьютеров. В подобного рода совр. системах происходит переход от оперирования с И. в виде данных, т. е. с неинтерпретированной внутри ЭВМ И., к И. в виде концептуально связанных и согласованных между собой сведений — знаний. Теоретической базой решения всех вопросов, связанных с развитием и использованием совр. информационной технологии и техники, выступает информатика. Особого анализа требует изучение процессов реального функционирования И. в об-ве, поскольку особенности социальной системы определяют эффективность использования информационной технологии и направленности ее применения. Информационные процессы могут быть ориентированы на всемерное обеспечение информационных потребностей об-ва и развитие способностей каждого человека, но могут вести к появлению новых форм эксплуатации, скажем, менее развитых государств за счет неравноценного информационного обмена с ними и контроля над их информационными потоками (“информационный империализм”).