ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ИММАНЕНТНАЯ_ШКОЛА

ИММАНЕНТНАЯ_ШКОЛА (лат. immanens—присущий, свойственный) — одно из субъективно-идеалистических направлений в философии конца 19 в. Наиболее известными его представителями были В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, И. Рем-ке, А. Леклер. Свое родство с этим направлением признавали Мах, Авенариус. Оно имело сторонников в России (Лосский и др.). Имманенты выступали с критикой учения Канта о “вещи в себе” (т. наз. критика Канта справа), с требованием вернуться от кантианства к Беркли и Юму. Осн. тезисы этой философии: существует только то, что мыслится, бытие имманентно сознанию, объект неразрывно связан с субъектом. Чтобы избежать солипсизма, имманен-ты (за исключением Шуберта-Зольдер-на, открыто заявлявшего, что он стоит на позициях “теоретико-познавательного солипсизма”) ввели понятие сознания вообще, или родового сознания, существующего якобы независимо от человеческого мозга. Глубокая критика имманентной философии, ее прямой связи с религией была дана Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм” (Т. 18. С. 222). Отрицание имманентами теории отражения, характеристика по156 знания как “вхождения вещей в сознание” были позднее восприняты представителями неореализма. К началу 20 в. И. ш. в ф. выродилась во множество мелких течений.