ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ГЕРЦЕН

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812—70) — рус. писатель, революционер-демократ, мыслитель-материалист, основоположник народничества. Создатель Вольной рус. типографии в Англии, издававшей “Полярную звезду” (1855—62), “Колокол” (1857—67) и др.Идейный путь Г. сложен; однако через все его полные противоречий теоретические искания пробивается одно гл. стремление: исходя из высших достижений общественно-философской мысли, создать новую, “реалистическую” теорию, к-рая явилась бы идейным обоснованием грядущего социального переворота. Идеи фр. утопического социализма, романтической историографии эпохи Реставрации и нем. классической философии 19 в. были критически переработаны Г. к середине 40-х гг. в оригинальное материалистическое мировоззрение, важной стороной к-рого явилась попытка материалистически истолковать диалектику Гегеля. Позднее он назвал ее “алгеброй революции”. Г. “вплотную подошел к диалектическому материализму” (Ленин). Осн. тема философских исканий Г.— доказательство единства бытия и мышления, практики и теории, об-ва и личности, жизни и идеала. Г. стремился найти и сформулировать метод познания, адекватный действительности и являющийся единством опыта и умозрения, “эмпирии” и “спекуляции”. В области философии истории Г. уделял большое внимание проблеме общественного закона, к-рый представляется ему-в конечном счете сочетанием стихийного хода истории (бессознательной жизни народов) и сознательной деятельности индивидов (развития науки). Осмысляя проблемы нравственности, Г. видел предназначение человека в том, чтобы “страдать и наслаждаться страданиями и наслаждениями современности, работать столько же для рода, сколько для себя”. В области социально-политической лозунг единства теории и практики ведет Г. к борьбе за революционное просвещение народных масс. Эта многосложная, но внутренне связанная проблематика по-разному выступает на различных этапах идейного развития Г. Значительные коррективы в его взгляды внесла революция 1848—49, поражение к-рой явилось основой духовной драмы Г. Не видя в западноевропейской действительности совпадения хода истории и развития человеческой мысли, выдвинувшей и разрабатывавшей социалистический идеал, Г. впадает в пессимистическое и скептическое настроение относительно возможных перспектив социального переворота на Западе. Попыткой преодоления этого пессимизма была герценовская теория “русского”, крестьянского социализма: в сельской общине Г. усмотрел реальный зародыш социалистического будущего. Дальнейший ход рус. истории мыслился Г. как освобождение крестьян от всех феодально-самодержавных пут и соединение патриархально-коллективистского быта крестьянства с социалистической теорией. В этой связи Г. требовал радикального решения крестьянского вопроса в России, размышлял о возможности миновать капиталистическую фазу развития. Однако события 60-х гг. все больше убеждали Г., что и Россия заражается “буржуазной оспой”. Действительное преодоление духовной драмы Г. намечается лишь в конце его жизни, когда, разрывая с анархистом Бакуниным, он начинает усматривать гарантию осуществления социализма во вновь поднимавшемся в Зап. Европе рабочем движении, руководимом I Интернационалом. Тогда же Г. приходит к наиболее глубокому пониманию общественной закономерности: пытается понять историю как “свободное и необходимое дело” человека, развивает идеи единства исторических обстоятельств и человеческой воля. Осн. философские соч.: “Дилетантизм- в науке” (1842—43), “Письма об изучении природы” (1845—46), “С того берега” (1847—50), “Роберт Оуэн” (1860. вошло как глава в “Былое и думы”), “Письма к противнику” (1864), “К старому товарищу” (1869).