ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ЯПОНСКАЯ_ФИЛОСОФИЯ

ЯПОНСКАЯ_ФИЛОСОФИЯ . Формирование первых философских учений в Японии относится к эпохе феодализма. Я. ф. развивалась под влиянием древне-кит. натурфилософских представлений, этико-политического учения конфуцианства, буддизма, а затем и неоконфуцианства. Основоположниками неоконфуцианского идеализма в Японии были Фудзиавара Сэйка (1561—1619) и Хая-си Радзан (1583—1657). Их школа (“Сюси гакуха”) пропагандировала учение кит. философа Чжу Си. Япон. неоконфуцианцы учили, что во вселенной господствует "великий предел” (“тайкёку”), или "беспредьльное” (“му-кёку”) — универсальная сверхъестественная сила, лишенная качеств и форм, недоступная человеческому восприятию; мистический абсолют “тайкёку” составляет основу идеального начала “ри” (ли), связанного с материальным началом “кн” (ци) и способного творить физическую природу вещей и человека. Неоконфуцианцы обосновывали догмы классического конфуцианства об извечных отношениях подчинения (сына — отцу, подданного — императору, жены — мужу и т. п.). В этот период действовали и школы классического конфуцианства во главе с Ямага Со-ко (1622—85) и Буцу (Огню) Сорай (1666—1728) и сторонников субъективного идеализма кит. философа Ван Щоужэня (Ван Яимина) — “Оёмэйга-куха” во главе с Накаэ Тодзю (1608— 48). В центральных городах с критикой официальной идеологии выступили эрудированные ученые и мыслители. Исида Байган (1684—1744) был теоретиком т.наз.сингаку — “науки,основанной на доводах разума” — антифеодального буржуазного просветительства. Дадзай Сюндай (1680—1747) критиковал буддизм за “превращение деятельных мужчин и женщин в мертвецов при их жизни”, а также даоскин и неоконфуцианский идеализм. В противоположность господствовавшим в Я. ф. идеалистическим течениям, формировались материалистические взгляды Кайбара (Эки-кэн) Эккэн (1630—1714), Муро Кюсо (1658—1734), Ито Дзинсай (1627— 1705), Ямагата Сюнан (1687—1752). К эпохе феодализма (конец 17 — начало 18 в.) относится деятельность философа-материалиста и атеиста Андо Сёэки. Отвергая неоконфуцианскую идею “беспредельного” идеального начала, Андо Сёэки защищал положение о том, что истинным законом природы является “непрерывное становление”. Вселенная, по его утверждению, состоит из пяти бесконечных материальных элементов, к-рые действуют самопроизвольно. Андо Сёэки был решительным противником феодального режима, пропагандистом просветительских взглядов. Отвергая идею прирожденного неравенства людей, он считал источником социального зла частную собственность, то социальные требования мыслителя были утопическими. Поборниками материалистической мысли в Я. ф. выступали также Миура Байэн (1723—89), Ми-нагава Вакиен (1716—1804), Хирага Гэнъай (1726—79), Ямагата Банто (1761—1801), Камада Рюоо (1754— 1821). Существенным моментом, повлиявшим на развитие Я. ф. во второй половине 19 в., была незавершенная буржуазная революция 1867—68. Развитие философских идей в этот период складывалось в процессе борьбы философов “канрё гакуся” (“ученые от бюрократии”) и “минкан гакуся” (“ученые из народа”). Представители “канрё гакуся” (они считали своим призванием “развитие культуры по планам, вкусам и усилиям верхов”) — Ниси Аманэ (1826—94) и Като Хироюки (1836— 1916) — стремились соединить элементы конфуцианства с идеями западноевропейской идеалистической философии (Милля, Бентама, Копта, Спенсера и др.). Ниси первый ввел термин “тэцуга-ку”—“философия”. Видный представитель “минкан гакуся” Фукудзава Юкити (1834—1901) отвергал социал-дарвини-стские идеи Като Хироюки, проповедовал социальное равенство. Идеологом япон. монархического режима был идеалист и эклектик Иноуэ Тэтудвиро (1855—1944). Выступая против эмпиризма, он пытался синтезировать идеи конфуцианства, неоконфуцианства, синтоизма, буддизма с идеями нем. классической философии (гл. обр. Гегеля), Э. Гартмана и эмпириокритицизма. Его эклектическое учение стало философской основой идеологии “японизма”. Противником философии Иноуэ и. в принципе всякого идеализма был философ-материалист и атеист Накаэ Тёмин (1847—1901), оказавший большое влияние на развитие япон. прогрессивной научной и общественной мысли. С переходом Японии к империализму идеалистические философские школы получают все более активную поддержку: Созданные при ун-тах специальные кафедры пропагандируют идеи нем. классической философии и новейшего идеализма (феноменологии, философии жизни, прагматизма и экзистенциализма). Наибольшее распространение получила философия Нисида Китаро (1870—1945), к-рый пытался выразить идеи дзэн-буддизма в понятиях западноевропейской идеалистической философии. Танабэ Хадзимэ (1885—1962) — один из гл. представителей Киотоской школы идеализма, возглавлявшейся Ннсидой, после поражения Японии во 2-й мировой войне выступил с “философией раскаяния”, стал проповедником буддизма дзёдо. Философия Нисиды и Танабэ встретила оппозицию со стороны прогрессивных ученых, среди к-рых был историк япон. философской и научной мысли Саигуса Хирото (1892—1963). Великая Октябрьская социалистическая революция, успехи япон. рабочего движения способствовали возникновению и распространению в Японии марксистской философии, связанной с именем Сэи Катаямы (1859—1933). Активными пропагандистами ее были Тосака Дзюн (1900—45), Казаками Хадзимэ (1879—1946), Нагата Хиросн (1904— 47), Янагида Кэндзюро и др. Труды Ленина пропагандировал ученый-марксист Акидзава Сюдзи.