ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ

ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (греч. ernpeiria—опыт И symbolon—условный знак, символ) — термин, к-рым философ Юшкевич обозначил свою разновидность эмпириокритицизма. Осн. идея Э.— всеобщие понятия (истина, бытие, сущность и т. д.) суть только произвольные символы и ничего реального не отражают — была заимствована им у Маха (считавшего, напр., материю всего-навсего логическим символом). В статье “Современная энергетика”, помещенной в махистском сб. “Очерки по философии марксизма” (1908) и в книге “Материализм и критический реализм” (1908), Юшкевич пытался доказать, что объективный мир — это совокупность эмпириосимволов (т. е. символов идеалистически толкуемого опыта), к-рые призваны систематизировать “первичные данные” коллективного человеческого сознания. Выбор же той или иной системы символики диктуется, по Юшкевичу, удобством интерпретации опыта (здесь очевидно влияние на Э. прагматизма и конвенционализма). Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм” показал, что Э.— субъективный идеализм, для к-рого внешний мир и его законы являются лишь символами познавательной способности человека.