ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ЭЛИТЫ_ТЕОРИИ

ЭЛИТЫ_ТЕОРИИ (фр. elite—луч шее, избранное) — теории об исключительной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев об-ва (элит) н пассивности остальных людей (масс). Различаются по способу обоснования. В биологических теориях (Р. Уильяме, Э Богардус) акцент делается на биоло-гическо-генетических признаках, лежащих, по убеждению адептов этих теорий, в основе разделения людей на выдающихся и рядовых, активных и пассивных, полноценных и неполноценных; в психологических теориях (Г.'Джиль-берт, Б. Скиннер) — на психологических качествах, обусловливающих исключительность одних и заурядность других; в психоаналитических (Фрейдизм, Э. Эриксон) — на способности сублимировать сексуальную энергию и стремление к власти или покорности; в социально-психологических (Фромм, Г. Лассуэлл) — на признании различных типов характера, детерминированных как психологическими особенностями каждого человека, так и социальными факторами его жизни; в технократических (Дж. Бернхэм, Дж. Гэлбрейт) — на организаторских функциях людей, управляющих производством и занимающих особое положение в “технострук-туре” благодаря своим техническим навыкам; в наукократических (Белл и др.) — на рассмотрении фактора научного знания и роли ученых в совр. мире как ведущей силы, предопределяющей научно-технический и социальный прогресс “постиндустриального об-ва”. Несмотря на множество оттенков в толковании тех или иных вопросов, общим для всех Э. т. являются постулаты: о естественном неравенстве людей, предопределяющем извечное деление об-ва на элиту и массы; о необходимости элиты как движущей силы научно-технического и социального прогресса; о неизбежном господстве одних и подчинении др.; о полноправии и законности правящего меньшинства, обладающего властью над большинством; о пассивности и аморфности масс, не только не оказывающих никакого позитивного влияния на исторический процесс, но и содержащих в себе якобы разрушительные силы, способные обратиться против достижений цивилизации.