ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ФРАНКФУРТСКАЯ_ШКОЛА

ФРАНКФУРТСКАЯ_ШКОЛА — на правление леворадикальной социально-философско"й мысли на Западе, вариант т. наз. неомарксизма. Возникла с 30-х гг. на базе Франкфуртского института социальных исследований. Воззрения главы Ф. ш. М. Хоркхаймера (1895—1973) сложились в русле леворадикального ответвления нем. неогегельянства. Среди ведущих представителей Ф. ш. обычно называют Адорно, Маркузе, Фромма. Ф. Поллока, Л. Левенталя; после 2-й мировой войны сложилось “среднее” поколение франкфуртцев (Хабермас, А. Шмидт, О. Негт, А. Вельмер); в 60-е гг. возникает самое молодое и наиболее экстремистски ориентированное поколение (Х.-Ю. Краль и др.). Эволюция Ф. ш. предстает как движение от “критической теории общества” (как она выступила в работах Хоркхаймера и Маркузе во второй половине 30-х гг.) к пессимистической философии истории (представшей впервые в совместной работе Хоркхаймера и Адорно “Диалектика просвещения”, 1947) и к “негативной диалектике” (резюмированной в появившейся в 1966 работе Адорно “Негативная диалектика” и ряде работ Маркузе), а от нее—к пессимистическому примиренчеству. Осн. тенденция всей этой эволюции заключалась в идее “снятия” всего природно-объективного в социальных отношениях, отождествляемых с универсализированными (распространенными на всю историю человеческой цивилизации) товарно-денежными отношениями. Популярность Ф. ш. росла по мере нарастания на Западе движения “новых левых” и пошла на убыль вместе с упадком этого движения.