ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ФЕДОТОВ

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) —рус. философ, богослов, историк, публицист. Учился в технологическом институте в Петербурге (из к-ро-го за участие в с.-д. движении был исключен и выслан за границу); вернувшись в 1908 на родину, продолжил образование на историческом отделении Петербургского ун-та. В 1914—1918— приват-доцент Петербургского, в 1920— 1922 — профессор Саратовского ун-тов; в 1922—1925 работал переводчиком в частных издательствах. В 1925 Ф. эмигрировал и возобновил преподавательскую деятельность: 1926—1940 — проф. Православного Богословского института в Париже, 1943—1951 — в православной духовной семинарии в Нью-Йорке. С 1931 по 1940 Ф. (совместно с И. И. Бунаковым-фондаминским и Ф. А. Степуном) издавал журнал “Новый град”, пропагандировавший идеи христианского социализма. Философские взгляды Ф. претерпели сложную эволюцию: от марксизма к философскому идеализму и от него к христианскому мировосприятию. Сколько-нибудь завершенной и оригинальной философской системы Ф. не создал. Преобладающий жанр его творчества — статьи, очерки, эссе, однако присущие им глубина и отточенность мысли, информационная насыщенность, яркая литературная форма сделали их заметным явлением в истории отечественной философской и общественно-политической мысли 2-й пол. 20 столетия. Большая часть философской, религиозной и исторической публицистики Ф. собрана (уже после его смерти) в книгах “Новый град” (1952), “Христианин и революция” (1957), “Лицо России” (1967), “Россия, Европа и мы” (1973), “Тяжба о России” (1982), “Защита России” (1988). Осн. темы философской публицистики Ф.— размышления об историческом прошлом России, бедах и успехах настоящего, социальных и духовных судьбах ее будущего, религиозно-нравственных основах политики, непреходящем духовном содержании культуры и нравственности, защита ценностей демократии. Ф. стремился по-новому осмыслить вопрос о соотношении исторических судеб и особенностей развития России и Европы (с учетом сложной диалектики и оплодотворяющего взаимовлияния отечественной и европейской культур), о месте и роли интеллигенции в духовном кризисе и будущем духовном возрождении России, в созидательных возможностях к-рой он не сомневался и в самые мрачные времена “сталинократии” (термин Ф.). Гл. условие духовного и национального возрождения России Ф. видел в создании политической свободы и в культурной работе по освоению духовного, культурного наследия России при одновременном вхождении ее в круг европейских народов. На одно из первых мест он ставил необходимость пробуждения национального самосознания народа, к-рое должны стимулировать и государство, и церковь. Особое место в творческом наследии Ф. занимает цикл работ по истории рус. духовной культуры: “Стих духовный. Русская народная вера по духовным стихам” (1935), “Святые Древней Руси (X—XII вв.)” (1959), “Русская религиозная мысль” (в 2т., 1946, на англ. языке), “Сокровища русской духовности” (1948, на англ. языке). В них Ф. нарисовал широкую картину становления и развития рус. духовной, в т. ч. философской, мысли в России, выступил против сведения национально-специфического к религиозному, смешения “византийского” и “православного” начал в духовной культуре России.