ОГЛАВЛЕНИЕ>>

УТОПИЯ_АНТИУТОПИЯ

УТОПИЯ_АНТИУТОПИЯ (греч u — не, нет и topos — место, буквально—“место, к-рого не существует”). У.— модель определенного вымышленного, но опирающегося на нек-рые реальные социальные структуры об-ва как воплощения социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие “У.” приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно не обоснованного проекта (социального, технического и т. п.). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная с представлений о “золо-том веке” древнегреч. поэта Гесиода (8—7 вв. до н. э.). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона (“Государство”), Августина (“Ограде божием”), итал. мыслителя 12 в. Иоахима Флорского (“Комментарий к Апокалипсису”). Понятие “У.” ввел Мор. У., с одной стороны, отражает нек-рые особенности социального строя, ее порождающего. У. Платона представляла, по словам Маркса, “афинскую идеализацию египетского кастового строя...” (Т. 23. С. 379). В то же времи в рамках У. наличествует прямая или косвенная критика существующего об-ва, стремление исправить его недостатки путем реализации иных социально-политических идеалов. Во многом в русле У. развивался вплоть до середины 19 в. социалистический идеал (Утопический социализм). После победы социалистической революции в России понятие “У.” подверглось переоценке. Появились т. наз. А. в виде “романов-предостережений” (“Мы” Е. И. Замятина, “1984 год” Дж. Оруэлла, “Этот прекрасный новый мир” О. Хаксли), сатирических притч, научной фантастики (романы А. Азимова, Р. Брэдбери и др.). В А., как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека. В ряде А. эта тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в совр. об-ве, с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей, против рационализированной технократической цивилизации. Т. обр., в рамках буржуазного сознания идея У. приходит к своему закономерному логическому самоотрицанию, хотя наряду с пессимистическими А. в нем существуют и мнимоопти-мистические. технократические У. В то же время У. может до известной степени осуществлять функцию прогнозирования общественных отношений в форме научно-фантастического романа.