ОГЛАВЛЕНИЕ>>

ТОЛСТОЙ

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828— 1910) — рус. писатель и мыслитель. В своем творчестве и учении Т. отразил гл. обр. эпоху пореформенного развития России (с 1861 по 1905), историческое своеобразие “всей первой русской революции, ее силу и ее слабость” именно как “крестьянской буржуазной революции” (Ленин В. И. Т. 20. С. 20). Отсюда “кричащие” противоречия в его воззрениях: с одной стороны, беспощадная критика капитализма, официальной церкви, антинародной сущности государства, с др.— проповедь смирения, непротивления злу насилием, утонченной формы религии. На религиозно-философские взгляды Т. (сложившиеся окончательно после духовного кризиса в конце 70-х гг.) помимо христианства оказали влияние идеи буддизма, др. вост. религиозных систем, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. В основе учения Т.— понятие веры, к-рую он во многом толкует этико-рационалистически: вера — знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Последний Т. видит в преодолении отчуждения и свободном объединении людей на основе любви, в слиянии их с богом путем осознания каждым в себе разумно-божественного начала. В этом, с его т. зр., состоит достигаемый через личное самосовершенствование идеал “истинного”, освобожденного от исторических искажений вероучения Христа, включающего и бессмертие духовно-разумной жизни. Согласно Т., государство как форма насилия, частная собственность, церковь, вся чуждая народу цивилизация препятствуют воплощению этого идеала, порождая социальные недуги. В итоге он приходит к отрицанию государственности (анархизм), ценности науки и культуры, призывает к опрощению, идеализирует крестьянский труд, общину. Человек, по Т., свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении богу (добру, или безусловному. “всемирному невидимому началу”). Социально-исторический процесс направляется божественной волей (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс, отдельная же личность, даже царь, является орудием истории (фатализм). В работах по эстетике (“Что такое искусство?”, 1897— 98, и др.) он выступил против декадентства и официальной, “господской”, культуры. Т. понимает искусство как одно из средств общения индивидов (передача чувств друг другу), как деятельность, призванную объединять людей, помогать им побеждать зло, улучшать себя. Поскольку высшую цель человечества Т. видел в реализации “царства божьего” на земле, он приходит к выводу, что руководящей для искусства должна быть идея нравственно-религиозная, а не эстетическая. Глубоко ошибочна т. зр. буржуазных историков философии, согласно к-рой заслуга Т. состоит в том, что он сделал попытку преодолеть секуляризм, т. е. обосновать социально-культурные идеалы с помощью религии. Т. велик как художник-реалист (“Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение” и др.), как мыслитель-гуманист, выразивший протест масс против несправедливости, социального неравенства и угнетения. Всестороннюю научную оценку творчеству Т. дали Ленин и др. марксисты. Осн. философско-религиозные'соч. Т.: “Исследование догматического богословия” (1880), “Исповедь” (1880— 84), “В чем моя вера?” (1882—84), “Царство божие внутри нас” (1891). “Путь жизни” (1910).